Создатели

Кружево представляет собой сетчатую ткань, украшенную плетеными или вышитыми цветами, изображениями животных и птиц, различными сценами из жизни или абстрактными витиеватыми узорами. Кружевное искусство зародилось примерно в 16 веке в странах Европы и в это же время попало в Россию. Кружево подразделялось на шитое иголкой, вязаное крючком или спицами и плетеное на коклюшках. Само русское слово «кружево» образовалось, скорее всего, от слов «круг» или «окружать».

Первые кружева на Руси плелись из драгоценных и шелковых нитей и украшали одежду князей, бояр, высших представителей духовенства. Кружева стоили очень дорого и в то время даже продавались на вес. Кружева из простых нитей появились в Европе в 17-18 веков и сразу же стали очень популярны во всех слоях общества, благодаря доступности материала. В это время появляются различные техники плетения кружев и рисунки, характерные для конкретной местности: кружева-валансьен представляли собой тонкую сетку с совершенно плоскими узорами, блондами назывались кружева их натурального шелка естественного цвета, аласонские кружева были очень тонкими и одними из самых дорогих, отличительной чертой малин был сквозной узор, обведенный сканью, брабантские кружева плелись из льняных нитей светло-розового цвета.

Все эти кружева из Европы попадают в Россию и сразу становятся образцами для подражания. Кружевные мастерские стали открываться при монастырях и помещичьих усадьбах. Кружевницы работали на заказ, иногда копируя западные образцы, но со временем все чаще создавая собственные неповторимые узоры. На рубеже 18-19 веков появляются первые кружевные мануфактуры, плетеная сетчатая ткань становится промыслом, приносящим торговцам немалую прибыль, потому что к этому времени русские кружевницы достигли такого мастерства, что их работы нередко выдавались за европейские.

С середины 19 века кружевоплетением занимаются многие городские и сельские жительницы на дому, и это является их единственным способом заработка. В 80-х годах 19 века в Петербурге открывается школа по подготовке художниц для плетения кружев, которые могли бы обогатить ассортимент новыми узорами и рисунками. В 1900 году в Вологде открывается профессиональная школа кружевниц. Кружевоплетение становится одним из национальных промыслов, выставляется на международных ярмарках. После революции 1917 года новая власть посчитала кружева наряду с предметами роскоши пережитком буржуазного общества. Многие мастерские были закрыты, многие техники плетения и узоры были утрачены, но кружево все же продолжало жить теперь уже на базе кружевных артелей, художественных лабораторий, с 60-х годов 20 века на государственных фабриках, а после перехода к рыночной экономике – на частных.

Самыми популярными на Руси стали кружева, плетеные на коклюшках – тонких палочках длиной 17-18 см, на которые наматывалась нить. Для плетения кружева был необходим круглый валик, на который накладывалась плотная бумага с точечным рисунком. В эти точки вкалывались булавки, которые прикрепляли рисунок к валику и в то же время служили для поддержки нитей во время работы.

Коклюшки во время плетения использовались попарно, когда-то их число могло доходить до 800 пар! Узор получается с помощью разнообразных техник переплетения нитей: «вилюшка», или тесьма-полотнянка представляла собой основной узор, узор «плетешок» выполнялся в виде шнурка и украшался петельками, «насновка» – это узор или фигура плотного плетения, которая часто окружена фоновой сеткой, кружевная витая скань, которая представляла собой способ обрисовкиосновного узора толстой нитью. Выделяют две основные техники плетения кружев на коклюшках: парную и сцепную. Парная техника позволяет плести мелкие узоры из простых форм, повторяющиеся в виде орнамента. В сцепной технике различные элементы узора плетутся отдельно и потом соединяются крючком.

Плетение кружева требовало не только мастерства, но и большого количества времени. На работу над одним простым воротником мог уйти целый месяц, а плетение большой узорчатой шали могло занять от полугода и больше. Так что простые крестьянки, в связи с большим объемом работ по дому и в поле могли выделить для плетения кружев не так много времени. Несмотря на это, кружева, встречающиеся в крестьянском быту, поражают разнообразием узоров. Это цветы и травы, птицы и животные, витиеватые линии. В крестьянской среде часто встречались так называемые «численные кружева» (неширокие и с простым узором), «канфарные» кружева (сетчатая клетка), «гречишка» (узор из сетчатых шестиугольников, расположенных в шахматном порядке). Крестьянки приписывали кружевам особый магический смысл, наделяли их способностью противостоять нечистой силе, стремящейся проникнуть в душу человека. Кружево украшало скатерти и салфетки, воротники, блузы, сарафаны, полотенца.

В России 19 века существовало около 17 центров по плетению кружева, и каждый из них можно было узнать по особой технике работы или характерному узору. Наиболее известно вологодское кружево. В начале 19 века вологодские мастерицы изображали в кружеве симметричные фигурки и деревья на фоне насновок с зубцами. Позже появился крупный узор, выполненный в технике «полотнянка» (плотное плетение одинаковой ширины) на фоне кружевных решеток, выполняемых иногда цветными нитями. Среди мотивов наиболее распространены цветы, листья, веера, гребешки.

Елецкое кружево отличает легкость и воздушность. Полотнянка выполняется разной ширины и плотности, может переходить в сетку. Основной кружевной узор плетется из трех ниток по краю полотнянки и сетки. В Балахне Нижегородской губернии кружево плелось в сцепной технике с большим количеством насновок различной формы и решетками с петельками. Среди самых распространенных сюжетов встречаются павы, орлы и деревья с ритмично раскинутыми ветвями и цветами. Такое кружево плелось из шелковых, льняных, а потом и хлопчатобумажных нитей.

Кружевницы Калязина в Тверской губернии специализировались на многопарном, сцепном, тюлевом кружеве, узорах наподобие «малин». Каждая мастерская занималась только каким-то одним видом кружева. Кружево Торжка выполнялось в сцепной технике с применением скани. Особенностью этого кружева было сочетание плетеных узоров с элементами двустороннего шитья, преобладал растительный узор с крупными зубцами по краю и орнаментами, а также изображения людей, птиц и коней.

В Рязанской губернии плели михайловские, скопинские и зарайские кружева. Михайловские кружева плелись из льняных нитей. Для украшения в узор вплетались нити мулине разного цвета. Узоры часто выполнялись в форме вееров, фестонов и зубцов. Для скопинских кружев характерны сложные ажурные узоры, в которые вплетались нити синего или голубого цветов. Зарайские кружева выполнялись в сцепной технике: по периметру каждого узорного мотива шла цепочка фигур, выполненных сканью. В Московской губернии лучшее кружево плели мастерицы из Подольска, оно выполнялось на тюлевом фоне в виде цветов, тонких решеток, обводилось сканью.

Русское кружевное искусство зародилось на основе пришедшей из Европы техники плетения, но очень быстро развилось в самобытное искусство, благодаря мастерству русских кружевниц, прекрасному художественному восприятию и творческому подходу к выполняемой работе. И хотя многие техники и узоры были утеряны в первой половине 20 века, сохранившиеся образцы кружев 18-19 веков позволили создать не один музей кружева в различных городах России, продолжающих традиции русского кружева.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET