Создатели

В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле. В Древней Руси родители сами мастерили поделки для детей. Только в начале 19 века традиционные русские игрушки стали национальным промыслом.

Самой распространенной игрушкой были тряпичные куклы. Их делали из остатков ткани, иногда набивали соломой, шили для них сарафанчики и рубахи. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок. В Древней Руси не было различий между игрушками для мальчиков и для девочек, поэтому в куклы играли все. С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери.

Глиняные фигурки лепили еще до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожженной глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвертые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каргопольские и хлудневские.

Дымковские (вятские) игрушки отличает особая пластика и яркая расцветка. Земля Вятской губернии издревле была богата красной глиной, и местные жители с давних времен занимались гончарным ремеслом. Изготовление же игрушек выделилось в отдельный промысел только в 19 веке. Традиционными образами для дымковской игрушки являются петухи, индюки, кони, козлы. В особую группу можно выделить разнообразные женские фигуры в широких юбках и высоких головных уборах. Среди них встречаются нарядные барыни с зонтиками или пелеринками, простые крестьянки в передниках, кормилицы в чепце с младенцем, водоноски с коромыслом и ведрами и многие-многие другие. Игрушки традиционно раскрашивались геометрическими фигурами, волнистыми и прямыми линиями, клеткой. Для петухов и индюков характерны яркие разноцветные хвосты и красные гребешки, для коней – рисунок в синий или оранжевый горошек, рога козлов традиционно украшались золотой краской.

Филимоновские глиняные игрушки считаются одними из самых древних на Руси. О них упоминается еще в летописи 13 века, но народным промыслом они стали тоже только в 19 веке. Филимоновские игрушки делали в Одоевском районе Тульской губернии в деревне Филимоново из местной глины, «синьки». Эта глина очень пластичная, а после обжига приобретает естественный белый цвет, так что игрушку не приходится дополнительно белить, и цветные краски на ней выглядят еще более яркими. Среди филимоновских игрушек встречаются примитивные фигурки людей (барыни в юбках-колоколах, кавалеры в сапогах), фигурки животных (с длинной шеей и маленькой головкой, все фигурки животных почти одинаковы, и различить их можно только по наличию или отсутствию рогов на голове), свистульки, среди которых встречаются и барыни, и петухи, и коровы, и всадники. Традиционные краски филимоновской игрушки – желтая, зеленая, малиновая и голубая.

В Архангельской губернии в городе Каргополе тоже издавна лепили глиняные игрушки. От дымковских и филимоновских их отличает некоторая суровость пластики и преимущественно темные цвета (черный, коричневый, темно-зеленый). Изначально игрушки изготавливались из остатков красной глины в виде лошадок, фигурок людей и животных, обжигались в печи. После обжига еще раскаленные игрушки опускали в густой мучной раствор, а когда вытаскивали, к посветлевшей от обжига глине намертво приклеивался черный абстрактный узор из пригоревшей муки. Таким же способом когда-то обрабатывалась и глиняная посуда. Позже каргопольские игрушки стали расписывать разными геометрическими фигурами, пятнами и крестами. Среди персонажей встречаются герои сказок и былин, животные настоящие и сказочные: полкан (полуконь-получеловек), птица Сирин, конь с двумя головами. Часто каргопольские мастера делали группы фигур: тройки с санями, танцующие фигурки, лодки с седоками.

Деревня Хлуднево Калужской области славилась своими глиняными свистульками. Их делали из синей глины, добывавшейся по соседству. После обжига она приобретала естественный белый или сероватый оттенок и не нуждалась в дополнительной побелке, раскрашивали лишь небольшие части фигурки, оставляя как можно больше не закрашенной глины. Свистульки лепили в виде животных, птиц и людей из цельного куска глины. Отверстие в них проделывали в последнюю очередь, когда сама игрушка уже была полностью вылеплена. Просто глиняные игрушки лепили в виде женских фигур. При этом у них четко прорисовывались детали одежды, различные оборки и вышивка на передниках, в руках у них были цветы или животные, на голове кокошники или платки, лицо тщательно и аккуратно вылепливали из глины, и даже в ушах висели серьги. Хлудневские игрушки часто представляли собой целые композиции, соединенные из отдельно вылепленных деталей. В Хлудневе изготавливали и детские погремушки. Делали их наподобие свистулек, только в колоколе женской юбки или туловище животного делали углубления, в которые помещали несколько глиняных шариков. Сверху отверстия закрывали головой. После обжига такие игрушки при тряске звенели.

Деревянные игрушки на Руси были не менее популярны. Не нужно было быть резчиком по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть. В народный же промысел деревянные игрушки превратились в деревне Богородское недалеко от Сергиева Посада. Там издавна из липы вырезали фигурки людей, животных и птиц, тщательно их зачищали, но не окрашивали, чтобы сохранить естественный цвет и аромат дерева. К тому же цветная краска отвлекала бы внимание от вырезанных деталей. Но это были не просто фигурки, а небольшие сценки из жизни: медведи с медвежатами, работающие кузнецы, всадники на лошадях и другие. Очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Еще одной русской деревянной игрушкой, известной во всем мире, является матрешка. Несмотря на свою популярность, появилась она относительно недавно: в конце 19 века. Первую матрешку по образцу японского божка вырезал Василий Звездочкин, а образ русской девочки в сарафане придумал известный художник С. В. Малютин. Раскрывающаяся кукла сразу же стала очень популярна и в России, и в мире, появились образы барынь в роскошных кокошниках и девушек в сарафанах. Матрешки расписывали под героев русских народных сказок, известных исторических личностей, достопримечательностями различных городов и живописными видами русской природы. Русская матрешка олицетворяла собой продолжение рода, кроме того, она была и развивающей игрушкой, ведь совместить на матрешке причудливый узор и собрать ее по порядку для ребенка не такая уж простая задача. Но матрешка очень быстро из просто красивой игрушки превратилась в сувенир, а вслед за ней сувенирами стали и остальные русские национальные игрушки.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET