Создатели

Гончарное искусство – производство различных изделий из глины, получило распространение ещё в далёкой древности. Ведь глина была общедоступным материалом и для изготовления изделий требовались лишь терпение и определённые навыки, которые можно было развить с годами. Уже за несколько тысяч лет до нашей эры люди начали изготавливать различные фигуры и посуду из глины. Своими керамическими (греческий keramike - гончарное искусство, от kéramos – глина) изделиями особенно славился Древний Египет.

В России гончарное искусство также было одним из главнейших. Не зря во время археологических раскопок на месте древнерусских городов учёные находят множество осколков глиняных сосудов и других изделий из глины. Практически вся посуда на Руси вплоть до XX века изготавливалась из глины или дерева, ведь этих материалов было вполне достаточно. Примерно до X века нашей эры керамические изделия на Руси изготавливались вручную, причём их производство считалось уделом женщин. К глине для увеличения прочности и долговечности изделий, а также для более удобной их обработки примешивали такие материалы как песок, мелкие раковины, гранит, кварц, иногда даже осколки битой керамики и растения.

Позже появились специальные устройства, существенно облегчившие жизнь гончарам. Это были гончарные круги. Примерно в то же время гончарным искусством стали заниматься мужчины. Гончарный круг действительно представлял собой круг с отверстием, в которое вставлялась деревянная ось, укреплённая на деревянной подставке. Круг засыпался золой или песком, на который укладывался кусок глины. Первое время круг вращался свободной рукой, а второй изделию предавалась необходимая форма. Потом появился более совершенный гончарный круг, который состоял уже из двух кругов – на верхнем располагалось изделие, а нижний вращался гончаром при помощи ног. Это позволяло ему работать обеими руками. Глину перед обработкой на несколько дней замачивали, а потом месили – это обеспечивало мягкость и эластичность материала.

Форму сосудам придавали двумя разными способами: «налепным» и «вытяжным». Суть налепного способа состояла в том, что мастер раскатывал в центре гончарного круга кусок глины (это было дно будущего сосуда), а потом из скатанных из глины жгутов, которые накладывались один на другой «собирал» стенки изделия. При этом гончар мокрой тряпкой разглаживал их, придавая изделию необходимые формы. Вытяжной способ состоял в вытягивании из глиняной заготовки сосуда нужной формы при помощи рук, в этом случае изделие формовалось из одного куска.

Для того чтобы изделия из глины приобрели необходимую прочность, их обжигали в специально предназначенной печи, которая называлась горном. Вероятно, от этого слова и получил название этот вид искусства в Древней Руси. Тогда были распространены двухъярусные горны. Нижний ярус такой печи просто зарывался в землю. Об этом свидетельствуют находки русских археологов. Так в конце прошлого столетия при раскопках на месте древнерусского города Ростиславля были найдены остатки гончарного горна, изготовленного, по мнению специалистов, ещё до нашествия монголо-татар. Большая часть таких сооружений всё же находилась в южных областях нашей страны, поэтому эта находка удивила специалистов. Ещё более интересно то, что это не были археологические раскопки, а при вывозе грунта из котлована. Поэтому горн был повреждён ковшом, но его нижняя часть сохранилась. Это позволило установить, что горн был овальной формы с объёмом камеры 130х160 см. В центре располагался столб, предназначенный для подпирания камеры обжига. Высота топочной камеры горна, насколько об этом можно было судить по останкам, была около полуметра. Отсюда специалисты сделали вывод, что общая высота гончарного горна была около метра. Нижняя часть горна была элементарно вырезана в земле, а верхняя уже создана вручную и возвышалась над поверхностью. Температура внутри такого горна была более 1000 градусов.

В разных местах Древней Руси изготавливали соответственно разные по оформлению изделия. На дне изделий часто ставили разнообразные клейма: квадраты, круги, треугольники и другие геометрические фигуры. Эти особенности позволяют специалистам точно определить, где собственно было изготовлено данное изделие. Вид и назначение сосудов изготовлявшихся даже в определённых районах также был достаточно разнообразен. Это были большие горшки для хранения продуктов, например зерна, горшки с толстыми стенками для приготовления пищи в печах, тарелки, чашки и даже игрушки для детей. Также появились и своеобразные музыкальные инструменты – свистульки. Это были глиняные фигурки людей или каких-либо животных со специальными прорезями, подув в которые, можно было извлекать разные звуки. С развитием гончарного искусства мастера достигали всё большего совершенства, и их изделия становились настоящими произведениями искусства. На сосудах стали рисовать различные узоры, а потом  и изображения.

В XVIII веке гончарное искусство в России достигло промышленных масштабов. В Петербурге даже был построен фарфоровый завод. Чуть позже фабрика по производству керамических изделий появилась и под Москвой. Также в различных городах существовало множество мелких мастерских, а количество мастеров в различных сёлах и деревнях  было практически неисчислимо.

В настоящее время гончарное искусство также распространено во многих областях России. Своими произведениями искусства славятся мастера Ярославской, Владимирской Новгородской, Тверской, Рязанской и других областей. Даже не смотря на то, что технологии производства, как и сами изделия за многие века существенно изменились, они хранят традиции древних мастеров. Наша страна известна в мире в частности благодаря  искусству русских гончаров.

Одной из самых известных в мире марок является «Гжель». Под «Гжелью» в России и мире сейчас понимают именно марку керамических изделий и искусство росписи изделий, основными цветами которой на протяжении десятилетий являются белый и голубой. Сейчас город Гжель - один из важнейших центров производства керамики в России. Первоначально гжелью называлась область на юго-востоке московской области, мастера которой прославились своим искусством изготовления керамических изделий. Сейчас «Гжель» - это не только город, но и предприятие на котором работают тысячи людей: одарённые художники, скульпторы и другие мастера. Изделия расписывают исключительно вручную, применяя разнообразные узоры. Неизменным остаётся лишь знаменитый стиль присущий именно произведениям гжельских мастеров – синие и голубые узоры на белом фоне. Сейчас на предприятии изготавливают не только различные сосуды и статуэтки,  но и предметы интерьера люстры, камины. Изделия марки «Гжель» пользуются огромным спросом не только в России, но и в других странах мира.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET