Создатели

Ювелирное искусство русских мастеров было известно по всей Европе ещё в X-XI веках. Гости, посещавшие Русь в то время, не могли не заметить произведения искусства, создаваемые русскими ювелирами. Их до сих пор находят археологи при раскопках древних городов и эти изделия ничем не уступают, тем которые создаются в наши дни. Сейчас найденные произведения искусства хранятся в музеях и продолжают вызывать восхищение не только россиян, но и туристов со всех уголков света.

К сожалению, многиеювелирные изделия, созданные русскими мастерами ещё в начале десятого столетия, бесследно исчезли после монголо-татарского нашествия. Погибли или были захвачены в плен и многие ювелиры. Около двухсот лет ювелирное искусство находилось в упадке и начало развиваться вновь примерно в XVвеке.

Уже в древние времена славяне, а особенно женщины, были страстными поклонниками всяческих украшений. Это были и перстни и кольца из серебра и золота, различные браслеты и, конечно, бусы. Для производства последних ювелиры применяли горный хрусталь, сердолик, рубины, а иногда и простое цветное стекло. На бусы модно было прикреплять подвески, с различными рисунками: как правило, с реальными и сказочными зверями. Также у женщин были распространены так называемые серебрянные височные кольца. Они либо вплетались в причёску, либо подвешивались к головному убору. У народов разных областей Руси они, конечно же, сильно отличались. Женщины в северных областях носили височные кольца в виде спирали, а южанки радмичи (племена, жившие у Днепра) предпочитали лучевидные кольца, которые заканчивались утолщениями в виде капли. Кольца обычно носили одной или несколькими парами. Также в Древней Руси были распространены колты. Так называли ювелирные украшения - подвески, которые крепили на головной убор с помощью цепочек или лент. Некоторые найденные колты даже покрывали множеством, мельчайших металлических шариков – такая техника у специалистов называется зернью. Считается, что она пришла на Русь из Скандинавии. Колты  украшались различными рисунками и камнями, а также жемчугом. Даже современные ювелиры поражаются, увидев эти произведения искусства мастеров, живших 8-9 веков назад. Техники, при помощи которых создавались эти изделия, достаточно сложны и требовали от древних ювелиров не только затрат большого количества времени, но искусного владения примитивными инструментами.

На Руси была широко распространена техника чернения. Так ювелиры называют сплав олова, меди, серебра и других материалов, нанесение которых создавало выпуклое изображение на изделии. Такую технику древнерусские ювелиры часто использовали при изготовлении браслетов. На рисунках изображались как люди, так и мифические животные. Также таким способом на различных изделиях часто изображали святых и Христа. Религия всегда накладывала свой отпечаток на ювелирное искусство. Так после принятия христианства на Руси стали изготовляться кресты и различные медальоны с изображениями Христа и Богородицы.

Одним из самых известных произведений ювелирного искусства Древней Руси является знаменитая «Черниговская гривна» или «гривна Владимира Мономаха». Такое название получил золотой медальон, найденный в 1821 году недалеко от древнерусского города Чернигова. По надписи на нём, означавшей, по-видимому, личность владельца, сделали вывод, что принадлежал он именно Владимиру Мономаху, который получил имя Василий при крещении. На одной из его сторон была изображена женская голова с восемью змеями, символизирующая зло, и молитва на греческом языке, а на другой - архангел Михаил. Тут надпись была сделана уже по-русски «Господи, помоги рабу твоему Василию». Учёные считают, что это был своеобразный амулет – вещь, оберегающая владельца от злых сил и несчастий.

Все найденные образцы древнерусского ювелирного искусства собраны в национальных музеях, где их могут увидеть все желающие. Основные коллекции в настоящее время принадлежат Государственному историческому музею, Музею ювелирного искусства, Оружейной палате Кремля и Патриаршей ризнице. Они до сих пор поражают современников своими разнообразными формами, филигранным исполнением и превосходным состоянием,  на которое никак не повлияло время.

В восемнадцатом веке ювелирное искусство в России переживало небывалый расцвет. Именно в это время появился термин «ювелир», вместо прежнего «золотых и серебряных дел мастер». Произошло это в том числе и потому, что русские ювелиры всё больше начинали использовать драгоценные камни и другие металлы, нежели золото и серебро. В то время в моду вошли бриллианты. В XIXвеке русские ювелиры начали вырабатывать свой собственный, отличный от европейского, стиль. Благодаря этому и сейчас российские изделия остаются уникальными и непохожими на другие. Появились целые ювелирные фирмы Овчинникова, братьев Грачевых, Фаберже. Каждая из них также старалась сосредоточиться на чём-то особенном. Так, например знаменитый ювелир Фаберже создал уникальные произведения искусства - пасхальные яйца для самого Императора. Уникальность их заключалось в том, что ни одно не было похоже на другое. В некоторых были встроены часы, в другие модель Императорского дворца. Это были не только произведения ювелирного искусства, но и довольно сложные для того времени технические устройства. В то же время фирма Фаберже выпускала сравнительно недорогие серебряные портсигары, доступные людям со средним достатком. Российские ювелирные фирмы быстро вышли на европейский рынок. Больше того – заказы им поступали даже из королевских дворов разных стран. Это был поистине золотой век российского ювелирного искусства.

Современные российские ювелиры продолжают традиции своих предков. Наиболее распространенными исконно русскими ювелирными украшениями считают изделия, содержащие речной жемчуг, которого достаточно много в чистых северных реках, а также изделия из янтаря – застывшей смолы деревьев. Также распространены изделия из полудрагоценных камней – самоцветов. По-прежнему остаются популярными и изделия из золота и серебра. Самые известные ювелирные фирмы России «Русские самоцветы», «Русская ювелирная компания», «Алмаз-холдинг».

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET