Создатели

Первый простейший ткацкий станок появился еще в 5-6 тысячелетии до н. э. В Древнем Китае на нем ткали красивые шелковые ткани, в Египте – практичные и удобные льняные. В эпоху Древнего Рима были распространены теплые шерстяные ткани, которые позже пришли в страны Европы. На Руси же первые ткани делались изо льна, конопли, стеблей дикого хмеля и крапивы. Вплоть до 17 века ткани на Руси были домоткаными, это значит, что их ткали дома в первую очередь для собственных нужд, а уж если что-то оставалось, то и на продажу. Это были грубые неокрашенные ткани, а тонкие льняные и шелковые ввозились из-за границы.

Сукно, ткань из шерсти, было известно на Руси еще в 9-10 веках. Первоначально такие ткани изготавливали только в домашних условиях, а с 11 века их стали ткать в монастырях и княжеских дворах. Появились даже суконные мастерские. Полотняные ткани появились на Руси еще раньше. Об этом свидетельствуют старославянские сказания, в которых говорится, что «бог Ярило ездит по небу в белой льняной рубахе» и что рубаху эту очень искусно сшила ему славянка. Первые ткацкие станки на Руси были вертикальными, горизонтальные же появились примерно в 10 веке и получили широкое распространение к 13 веке.

Вся забота о выращивании растений, прядении нитей и изготовлении тканей на Руси целиком и полностью ложилась на плечи женщин. Девочек с раннего возраста учили выращивать лен, обрабатывать его и прясть. Ко времени замужества каждая девушка уже умела прясть, ткать, шить и украшать вышивкой одежду. У девушек даже существовал такой обычай: незадолго до Покрова (14 октября по новому стилю) несколько девушек еще до рассвета собирались в одном доме, чтобы соткать полотно. Свою работу они начинали с расчесывания льна, потом пряли из него нити и в завершение по очереди ткали полотно на станке. Очень важно было успеть сделать всю работу до ночи: считалось, что тогда каждая из работниц вскоре удачно выйдет замуж. Ведь именно на Покров на Руси с давних времен играли свадьбы.

Прясть и ткать женщины должны были только в свободное от домашней и полевой работы время, такие свободные часы находились, в основном, зимой, а летом нужно было сделать заготовки. Происходило это примерно так. В положенный срок лен косили, связывали снопами и вымачивали в ближайшем водоеме, потом хорошенько просушивали на солнце, мяли, отделяли волокна от грубой оболочки. Теперь стебли нужно было хорошенько размять и даже растолочь. После всех этих обработок вес льна уменьшался почти в пять раз. Кажется, что во всем этом нет ничего сложного, но размягчение стеблей требовало больших физических усилий. Приготовленный таким образом лен оставляли до поздней осени, когда уже вся женская половина семьи садилась за прялки и брала в руки веретена. Но прежде, чем прикрепить лен к прялке, его нужно было расчесать, чтобы отделить грубые волокна и оставить только самые мягкие и тонкие.

Когда льняные нити были готовы и смотаны в клубки, то женщины начинали ткать. Ткацкие станки на Руси стояли почти в каждом доме. Устройство было достаточно простым: на деревянную раму равномерно натягивались нити, которые назывались нити основы, а между ними определенным образом пропускалась поперечная нить, уток. Так, ряд за рядом полотно становилось длиннее. Готовые холсты шли на женские платья и мужские рубахи. Из отбеленной ткани шили белье, полотенца, скатерти, из самой грубой, которую называли дерюга или мешковина, – мешки, рыбацкие сети, полотна для покрова лошадей. Со временем научились ткань полотна с рисунком, делали сложные орнаменты, изображающие фигурки людей, животных и растений.

Льняные ткани были очень прочными, одежду из них носили по нескольку лет. Уже в то время гигиенические свойства льна были хорошо известны: зимой он удерживал тепло, а летом дарил прохладу. Из льняных и шерстяных ниток на Руси ткали плотное и теплое полотно, из которого шили зимнюю одежду. Называлось оно «понитка». Самые грубые ткани, сотканные из остатков льняных волокон после разминания и расчесывания, назывались холстиной или хамом. Именно от этого слова произошло название московского района Хамовники, района, где издревле жили ткачи. Из остатков льняных, шерстяных, хлопчатобумажных ниток разного цвета мастерицы ткали «пестрядь», пеструю ткань.

В 16 веке льняные ткани стали делать на продажу, в основном, в Новгороде, Пскове, Вологде и некоторых других городах. В 17 веке была организована Дворцовая полотняная мануфактура, где опытные ткачихи изготавливали полотна простые и узорные. С этого времени начинается промышленное производство тканей в России. Во все времена льняные ткани высоко ценились на Руси, а в Петровскую и последующие эпохи изо льна стали делать парусину, которую использовали для своего флота и экспортировали за границу.

Хлопковые ткани появились на Руси в 15 веке. Они были привозными, в это же время делаются попытки выращивать хлопок в Московской и Астраханской губерниях, но наладить производство своих хлопчатобумажных тканей тогда не удалось. Только в 40-х годах 18 века в Астрахани появляется первая фабрика по производству хлопчатобумажных тканей, а в конце 18 века центром по производству таких тканей становится село Иваново.

Шерстяные ткани на Руси шли на изготовление теплой зимней одежды, а так же шапок, платков, поясов и других изделий. Торговать шерстяными тканями начали раньше, чем льняными, примерно с 11 века. Долгое время русские ткачи получали только грубые шерстяные сукна, а тонкие полотна ввозились из-за границы. Первые же шерстяные мануфактуры были основаны только в 17 веке. Примерно в это же время в России наладили производство натурального шелка, который славяне в древности называли «паволоками».

Еще в древности славяне использовали натуральные красители, чтобы окрасить ткани или одежду в различные цвета. Например, если дубовую кору залить кипятком и дать настояться, то можно получить краску желто-оливкового или черного (в зависимости от консистенции) цвета. Сок ольхи позволял выкрасить ткани в различные оттенки песочного, светло-коричневого и темно-коричневого цветов. Желтый цвет можно было получить с помощью отвара корней конского щавеля с винным камнем. Синий цвет получался при отмачивании корней девясила в моче. Водная вытяжка из цветов зверобоя окрашивала ткани в желтый или зеленый цвет, а горячий отвар зверобоя – в красный и розовый цвета.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET