Создатели

Плетение – одно из самых древних занятий на нашей планете. Этому есть несколько причин: искусством плетения может овладеть практически каждый человек, у которого есть такое желание. Материалы для плетения всегда были и остаются доступными для всех, что обусловливало развитие этого вида творчества практически по всей планете. Люди в разных её уголках плели из различных материалов – в зависимости от того, что было под рукой: камыш, ивовая лоза, бамбук, тростник, верёвки.

Скорее всего, искусство плетения зародилось за несколько десятков тысячелетий до нашей эры, но одними из самых древних экземпляров считают плетёные стулья, найденные в гробнице известного египетского фараона Тутанхамона. Как известно, древние египтяне считали, что человеку после смерти также необходимы некоторые вещи, в том числе и мебель. В Древнем Риме также использовали мебель, изготовленную из лозы и корней деревьев, а воины армии Спартака даже из-за недостатка материала использовали плетёные из виноградной лозы щиты.

Одним из самых распространённых материалов плетения на Руси была ивовая  лоза. Ива – быстро растущее дерево с очень гибкими ветвями, которые отлично подходят для плетения. Тем более что и самих деревьев также было предостаточно. Строго говоря, название ива объединяет несколько сот видов деревьев и кустарников, но для плетения подходят всё же не все. Самые подходящие породы краснотал, белотал, чернотал.

Обычно для плетения используют однолетние и двухлетние побеги, лишенные листьев. В давние времена на Руси мастера плетения находили такие побеги самостоятельно. Сейчас же ивы для плетения выращивают специально на плантациях. Требования к этим образцам довольно жёсткие: они не должны иметь листьев, ответвлений, кроме того, они должны быть определённой толщины и окраски, а также обеспечивать необходимую для плетения гибкость.

На Руси этот вид искусства, как и большинство других, зародился в сельской местности. Крестьяне плели из лозы различные предметы обихода: корзины, сундуки, люльки для детей, посуду и даже одежду. Из лозы плели даже рыболовные сети и ловушки для птиц и животных. В некоторых регионах (особенно на Украине) даже строились дома, стены и крыши которых сплетались из лозы и укреплялись глиной и хотя такие постройки были недолговечны, времени и средств на их постройку тратилось тоже очень мало. Даже в наше время в некоторых районах России и Украины сохранились хозяйственные постройки подобного типа: сараи, склады для сельскохозяйственных культур и загоны для скота.

В 19 веке плетение в России и вовсе достигло промышленных масштабов. Одним из центров плетения стал в частности Звенигородский уезд Московской губернии, жители которого издавна славились своим мастерством. Людей специально посылали за границу, чтобы перенять оттуда лучшие навыки плетения. Организовывались специальные учебные мастерские, в которых обучали искусству плетения. Изделия, изготовляемые мастерской, пользовались большим спросом. Ассортимент был огромен: от плетёных хлебниц и корзиночек до сундуков и мебели.

Кроме того, изделия часто отличались друг от друга разнообразными формами, рисунками, узорами и, конечно, цветом. Для плетения тогда использовались различные материалы: камыш, ива и даже сосновая стружка. Мастера обрабатывали сырьё определёнными способами, отбеливали или красили его перед использованием. Для оформления изделий также применяли различные ткани и синтетические материалы.

Особо было распространено лозоплетение в черноземной полосе, а также в различных районах современной Украины (Харьковской и Киевской губерниях). Особого мастерства достигли вяземские умельцы. Уровень мастерства русских плетельщиков достиг такого высокого уровня, что теперь их мастерство удивляло даже иностранцев, от которых первое время перенимали опыт. Там в начале прошлого века было организовано Общество по производству плетёных изделий.

Создание общества имело большое значения для развития промысла. Благодаря нему удалось организовать труд кустарей, а также обучать мастерству плетения молодых. Развитие вяземского общества продолжилось после окончания гражданской войны. Это было первое объединение корзиночного промысла в России. Позже аналогичная организация появилась в Кобяково. Кобяково-Сидоровская артель также смогла объединить мастеров этих деревень, в первой из которых занимались плетением, а во второй преимущественно деревообработкой. В годы войны, когда все здоровые мужчины ушли на фронт, за дело принялись женщины.
 
После окончания войны на основе артели была организована Голицынская мебельная фабрика. В то время плетёная мебель была в моде, и изготовляемые фабрикой кресла, кровати, сундуки и другая продукция имела большой успех. Вскоре изделия фабрики были отнесены к художественным промыслам.

Кроме мебели, из лозы продолжали изготавливать и различные корзины, вазочки, хлебницы и другие предметы, необходимые в быту. Доступность этого вида промысла увлекла большое число жителей, особенно сельской местности. Несмотря на небольшую долговечность изделий лёгкость, изящество и дешевизна обеспечили им огромную популярность. Особенно радовались плетёным корзинкам любители «тихой охоты» - грибники. Даже в наше время некоторые грибники считают «неэстетичным» отправляться за грибами с полиэтиленовым пакетом и предпочитают плетёные корзинки. Также плетёные корзины были популярны при выезде на природу.

К концу прошлого века увлечение плетёной мебелью и изделиями из лозы постепенно стало стихать. С одной стороны, этому способствовало развитие промышленности и появление новых дешёвых синтетических материалов, с другой, достаточная трудоемкость лозоплетения. Но, несмотря на всё это, мастера этого вида искусства, широко распространённого именно в нашей стране, всё же оставались.

Сейчас изделия из лозы уже не столь популярны как в середине прошлого века, но всё же этот вид искусства постепенно возрождается. Вновь входит в моду плетёная мебель, особенно хорошо вписывающаяся в интерьер загородных домов, также различных кафе и ресторанов, старающихся создать свой собственный неповторимый стиль. Также достаточно популярны плетёные хлебницы, салфетки и другие мелкие изделия из лозы. Ведь каждое произведение искусства, созданное мастером лозоплетния, по-своему уникально, и является отражением русской души. Тем более что ручная работа в наш век высоких технологий ценится гораздо больше, чем раньше.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET