Создатели

Плетение из бересты – один из самых старинных и исконно русских видов народного промысла. Берестой на Руси издавна называли кору молодой берёзы, одного из самых распространённых деревьев в России. Не зря именно берёза всегда считалась своеобразным символом России и русской души. Особенно был развит этот вид промысла в сельской местности северных областей, где из бересты делали буквально всё: от одежды и посуды до мебели.

Из бересты плели различные лукошки, туеса и корзинки всевозможных размеров, хлебницы, короба, сундуки, сумки и другие изделия. Не говоря уже о том, что именно из бересты изготавливался непременный атрибут каждого русского крестьянина – лапти. Каждый мастер старался придать своему изделию какую-то особенность, и поэтому изделия часто украшали различной резьбой, теснением или росписью. Особенно славились своим искусством плетения из бересты Великий Устюг – резиденция русского Деда Мороза, а также деревни, расположенные вдоль реки Шемокса. Именно там исторически сложились центры искусства плетения из бересты.

Для мастеров плетения из бересты, отточивших свою технику многолетним опытом, их изделия и промысел не кажутся чем-то особенным. Но для непосвящённого человека они представляются настоящими произведениями искусства. Наверное, так оно и есть на самом деле – ведь создание этих изделий является достаточно трудоёмким и требует определённых навыков.

Перед тем, как начинать изготовление изделия, необходимо, прежде всего, определить его назначение и форму. Мастера плетения из бересты и люди с хорошим художественным воображением могут просто представить себе готовое изделие, а вот новичкам лучше предварительно нарисовать эскиз. Он позволит более точно рассчитать размер изделия  и количество необходимого для него материала.

На внешний вид изделия существенно влияют как цвет, так и толщина самой бересты. Нужный цвет лучше всего определять по целому куску бересты, так как по отдельным ленточкам, на которые его в последствии придётся разрезать, это сделать будет достаточно сложно. Нарезать ленты тоже необходимо с определённой точностью. От этого будет зависеть не только правильность форм, а, соответственно, и общий внешний вид изделия, но и его плотность и устойчивость.

Также перед непосредственным плетением изделия необходимо тщательно подготовить и обработать саму бересту. Бересту перед нарезкой протирают тряпкой, смоченной в растительном масле, а потом обрезают на специальном верстаке по ровной рейке или линейке. Кроме того, мастера сразу заготавливают определённое количество лент, так как лишние могут пересохнуть и оказаться непригодными для дальнейшей работы.

Изготовление изделий из бересты также нередко сочетает в себе искусство плетения и резьбы. Так особую художественную ценность представляют собой изделия из так называемой ваховской бересты. Техника резьбы по бересте близка к технике резьбы по дереву: на поверхность сначала наносится рисунок, после чего выскабливается или вырезается слой дерева по линиям. Рисунки и узоры могут быть самыми разнообразными. Их ограничивает лишь уровень мастерства и фантазия резчика. Такая техника позволяет сделать изделие не только красивым, но и непохожим на остальные.

Заготавливают бересту обычно в мае – июне, когда она более эластичная и легко отделяется от ствола берёзы. Мастера тщательно выбирают бересту для своих изделий. Она должна быть ровной, гладкой, без сучков порезов и трещин. Для заготовки используют пилу, топор, нож проволоку или сочалку. Снимают бересту двумя способами пластовым, то есть отделяют прямоугольный кусок коры, который потом нарезается на отдельные ленты, и спиральным – так получают длинную берестяную ленту – лыко. Именно из лыка плели знаменитую национальную русскую обувь - лапти.

При плетении из бересты обычно используют чередование лент друг с другом – способ подобный ткацкому. В результате получается клетчатое изделие, а рисунок напоминает шахматную доску. В зависимости от расположения клеток узор может получаться прямым или наклонным.

Даже неокрашенные и лишённые росписи изделия из бересты смотрятся довольно красиво, но обычно их всё же украшают разнообразной резьбой или  разукрашивают в другие цвета. Иногда изготовлением одного изделия занимается несколько человек, отвечающих за определённый вид творчества.

Один из самых распространённых способов украшения изделий из бересты – тиснение. Тиснение делают также вручную, при помощи специального штампика. Он может изготавливаться из твёрдых пород дерева или из металла. На штампике есть определённый рисунок – обычно какой-нибудь узор или геометрическая фигура. По этому приспособлению наносятся удары молотком, и рисунок отпечатывается на бересте. Это также требует определённой сноровки, ведь правильность и глубина теснения зависят от силы удара и точного расположения штампика.   

Россия славится своими мастерами, работающими с берестой, на весь мир. Как уже говорилось, наибольшего развития это вид народного творчества достиг в северных областях. Там же и в наше время находятся лучшие мастера своего дела. Хорошо известна иркутская художница Татьяна Дашкова, которая делает свои изделия настоящими произведениями искусства, используя для композиций природу Сибири.

Также уникально творение Владимира Антипенко, который создал из бересты книгу об Иркутске. В ней тиснением выполнена не только летопись города, но и изображена его архитектура. Мастер выполняет из бересты кружки и другие столовые наборы, также украшенные разнообразными узорами.

К сожалению, мастеров плетения из бересты в нашей стране остаётся всё меньше, но оставшиеся сохраняют традиции своих предков и не дают умереть народному искусству, аналогов которому в мире практически не существует. Тем ценнее изделия тех, кто продолжает заниматься этим нелёгким, требующим долгой практики и времени делом. Живут они в основном в сельской местности, где иногда по-прежнему применяются подобные изделия. Для городских жителей они скорее являются сувенирами, чем предметами быта. По сложившейся веками традиции наибольшее распространение этот вид народного промысла получил большее распространение в северных областях нашей страны.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET