Создатели

Масленица - один из самых известных русских народных праздников. Так на Руси называли проводы зимы и встречу весны. После принятия на Руси Христианства она праздновалась в неделю, разделявшую Рождественский и Великий пост, и иногда также называлась «мясопустом», так как на этой неделе запрещалось есть мясо. В зависимости от того, в какой день выпадает Христово Воскресенье – Пасха, определяются и сроки проведения Масленицы. Обычно масленичная неделя выпадает на конец февраля – начало января. В язычестве же 24 февраля (по старому стилю) отмечался день бога Велеса – покровителя скотоводства и земледелия.

Празднование масленицы было принято до Крещения Руси. Ещё во времена язычества существовал такой же или подобный ей день весеннего солнцеворота, ознаменовывающий конец зимы. Кроме того, ранее масленица была связана ещё и с наступлением нового года (ведь, как известно, до XVIII его наступление в России праздновали 1 марта). Отсюда пошла традиция накрывать богатый стол. Ведь говорят, что, как встретишь новый год, так его и проведёшь. Ну а главным угощением на масленицу, конечно, были блины. Круглые, яркие и горячие, они символизировали солнце.

За многие века своего существования масленица пережила и тяжёлые времена. Так, например, царь Алексей Михайлович пытался вовсе устранить шумный и долгий праздник, издавая указы с запретами азартных игр, кулачных боёв и винокурения – непременных атрибутов масленицы. Но масленица продолжала жить, несмотря на строгие царские указы и наставление русской православной церкви. 

А вот Пётр I, наоборот, был большим любителем праздника и даже пытался устраивать большие народные гуляния в новой столице Санкт-Петербурге. Екатерина II также устраивала во время масленицы различные маскарады и пиры. Так крестьянский праздник со временем прижился и в городах. Вскоре масленица стала самым любимым народным праздником в России.

А уж развлечений, которые устраивались на масленичной неделе, было не перечесть. Тут были и ярмарки со всевозможными конкурсами, вроде попыток достать подвешенные на высоком деревянном столбе сувениры, и народные гуляния. Также на масленицу принято было играть в различные игры, в основном связанные со снегом, который в то время ещё лежал на улицах.

Строились даже целые снежные крепости, а люди делились на «защитников» крепости и «осаждающих». Причём строили их обычно на озёрах и реках, а первому ворвавшемуся в крепость доставалась награда – купание в ледяной проруби, располагавшейся там же. Позже появилась традиция строить в самих городах деревянные горки, катание с которых в то время было развлечением не только для детей, да и стоило это удовольствие тоже прилично.

Ещё одним распространенным и любимым всеми обычаем было катание на конных упряжках. Причём  сами сани принято было украшать. Лошадей также готовили очень тщательно: чистили до блеска, а в гривы вплетали разноцветные ленточки.

Ну а самым известным обычаем, конечно же, было сжигание чучела, которое символизировало зиму. Для изготовления чучела на селе принято было брать по пучку соломы с каждого двора. Её собирали в одну большую кучу, а потом также всем селом набивали её в мешки, повязывали платок и возили по селу в санях. После этого чучело сжигали на главной площади, водя вокруг огромного костра хороводы и бросая в него блины.

Таким образом, славяне «справляли поминки» по Зиме. В городе вместо чучела часто возили ярко наряженную девушку. В конце праздника её, естественно, не сжигали, а просто вывозили за город и под всеобщее ликование вываливали в сугроб.

Сжигание чучела и выпекание блинов (блины в России всегда считались главным поминальным кушаньем) относили к поминальным обрядам, символизирующим смерть зимы. С этим связаны и запреты на выполнение разных видов работ, особенно женских, как, например, ткачество или прядение. Считалось, что тех, кто нарушит этот запрет, ждёт большая беда.

Кроме поминальных обрядов, были распространены и брачно-семейные. Они в отличие от поминальных символизировали приход весны, пробуждение земли и рождение растений. Для всех они были разными. Молодожёны становились к столбам у ворот и целовали друг друга, причём обязательно у вех на виду, что в обычные дни было под запретом. Тем, кто был в браке только год, доставалось ещё больше: таких женщин запрягали в сани и заставляли катать подруг по селу. Тёща приглашала зятя на блины и, чтобы он был с женой помягче и поласковее, мазала ему голову маслом. Тем же, кто ещё не нашёл свою вторую половину, и вовсе подшивали на шею полено, которое и символизировало эту половинку и заставляли ходить с ней целый день на виду у всех. Считалось, что благодаря этим действиям, скорее «проснётся» земля, наступит весна и будет богаче урожай.

Третий вид масленичных обрядов – земледельческие. Земледельческие обряды были связаны в основном со льном и коноплёй, а не с пищевыми злаками. Ведь Масленица считалась женским праздником, а эти растения были связаны с одним из исключительно женских народных промыслов – ткачеством. Именно поэтому женщине отводилась главная роль в большинстве обрядов. Лен и конопля - растения так или иначе связанные с женским трудом, поэтому в большинстве случаев масленица воспринималась как женский праздник.

Как уже говорилось выше, праздновали масленицу в течение недели. Кроме продолжавшихся в течение всего времени развлечений, на каждый день были запланированы особые. Каждый день масленичной недели имел своё название.

Понедельник – первый день масленицы. Он так и назвался «встреча». В этот день наряжали чучело, готовили снежные горы и другие развлечения.

Со вторника, именуемого «заигрышем», обычно открывали балаганы и ярмарки, и начинались активные народные гуляния. Также этот день считался днём молодых: молодожёнам разрешалось открыто целоваться, а свободным  присматривать себе пару.

В среду, называемую «лакомками», тёщи обычно приглашали своих зятьёв на блины. Причём накормить мужа дочери нужно была так, чтобы он помнил угощение весь год. Матерям, у которых было несколько замужних дочерей, в этот день приходилось нелегко – ведь семьи на Руси, особенно на селе, всегда были очень многочисленны.

Четверг был днём разгула. В этот день празднование уже набирало свою силу. В четверг устраивали кулачные бои и осаду снежных крепостей, катались с гор, и вообще старались как можно больше шуметь и веселится. Этому способствовали и обильные «возлияния» на многочисленных пирах.

В пятницу теща наносила ответный визит зятю. Назывался этот день соответственно – «тёщины вечёрки». Несмотря на то, что об этой традиции всем хорошо было известно заранее, зять не только должен был ещё в четверг лично пригласить тёщу к себе, но и прислать за ней посыльных.

Суббота именовалась «золовкины посиделки». В этот день женатые женщины приглашали к себе золовок – сестёр мужа. Их необходимо было не только накормить досыта, но и одарить.

Воскресенье - последний день масленичной недели назывался «прощеным днём». В этот день принято было простить друг другу все накопившиеся за год обиды и даже попросить прощения у тех, кого и прощать было не за что. Именно в этот день сжигали, рвали на части или топили в проруби чучело масленицы. Сопровождался этот процесс шутливыми оскорблениями чучела и упрёками за то, что масленица пришла так ненадолго и забрала с собой все вкусное. Ведь после этого начинался великий пост, во время которого разрешено было есть только растительную пищу.

О традициях масленицы и в наше время известно практически всем. Ее продолжают отмечать и теперь, причём не только в сельской местности, но и в городах. При этом почти все основные развлечения, обычаи и традиции сохранились практически в неизменном виде. Основными традициями масленицы, конечно же, остаются сжигание чучела, блины и народные гуляния.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET