Создатели

Самовар – это неотъемлемая часть русского народного быта. История не сохранила точных сведений о том, кто и когда изобрел это устройство для кипячения воды. Достоверно известно лишь то, что в 70-х годах 18 века в Туле открылась первая самоварная мастерская. Предшественниками же самовара на Руси были сбитенники, предназначенные для приготовления популярного русского напитка с медом и травами – сбитня, и самовары-кухни, разделенные на несколько частей, в которых можно было одновременно готовить пищу и кипятить воду. Самовар же придумали, чтобы кипятить воду именно для чая, который в 17 веке был привезен в Россию из Азии. Кто знает, если бы не чай, может, и не было бы самовара, неизменно ассоциирующегося у русского человека с теплом, уютом и домашним очагом.

Не случайно первые самовары стали делать именно в Туле. Ведь издревле это был город оружейников и мастеров по работе с металлом. И вот уже в 1778 году в Туле начинает работать самоварная мастерская, открытая братьями Иваном и Назаром Лисицыными. Еще их отец, Федор Лисицын, который работал на местном оружейном заводе, в свободное время любил мастерить различные изделия из меди, а уже его сыновья приспособили мастерскую под изготовление самоваров, которые очень быстро завоевали любовь всего народа, независимо от сословных различий. К началу 19 века в мастерской работало уже 26 человек, и работа приносила огромный по тем временам доход. Но ведь и работа была очень тяжелой.

Прежде, чем металлический лист превратится в красивый самовар, он должен пройти через руки мастеров, по крайней мере, пяти специальностей: наводильщика, лудильщика, токаря, сборщика, чистильщика. Кроме этого, различные необходимые детали должен изготовить слесарь и токарь по дереву. Каждый из этих мастеров должен быть настоящим специалистом в своем деле, поэтому одному человеку изготовить самовар от начала и до конца практически невозможно.

Попробуем представить, каким операциям подвергался медный лист. Наводильщик сначала вырезал необходимую деталь, спаивал ее и придавал нужную форму. Это была самая тяжелая часть работы, которая, как правило, выше всего оплачивалась. Почти с самого начала самовары имели различную форму: в виде бочонков, ваз и чаш, яйцевидную и шарообразную, цилиндрическую и прямоугольную. А если представить, сколько разнообразных ручек, кранов, подставок и прочих дополнительных деталей изготавливалось к каждому самовару, то разновидностей самоваров получится очень много.

После того, как форма была готова, лудильщик с внутренней стороны обрабатывал ее оловом – «вылуживал», затем деталь отправлялась к токарю. Его задачей было придать ей окончательную форму и отполировать. В это время слесарь изготавливал металлические ручки, краны, решетки, конфорки, заглушки и другие необходимые металлические детали, а токарь делал деревянные шишечки для крышек и ручек самовара, чтобы его можно было брать в руки и не обжигаться. Когда все составные детали были готовы, они отправлялись на сборку. Сборщик припаивал к форме краны, ручки, поддоны, а когда самовар был полностью собран, его оставалось только хорошенько почистить и еще раз отполировать.

Основными материалами для изготовления самоваров были зеленая медь (латунь), красная медь, томпак (сплав 9 частей меди и 1 части цинка). Иногда самовары делали из серебра и мельхиора, а также покрывали серебром и золотом. Что интересно, в 18-19 веках самовары продавали по весу, конечно, кроме тех, что были сделаны на заказ и искусно украшены. В 20-х годах 19 века, например, самовар из латуни стоил 64 рубля за пуд, а самовар из красной меди – 90 рублей за пуд.  Это при том, что 1 пуд равняется примерно 16 кг. Даже если учесть, что популярные 2-х и 5-ти литровые самовары весили намного меньше одного пуда, то все равно их стоимость получалась достаточно высокой. В начале 19 века пить чай из самовара могли позволить себе только богатые дворяне и купцы, зажиточные крестьяне, а уже к середине 19 в., когда только в Туле действовало 28 самоварных фабрик, этот чудесный чайничек появляется практически во всех домах.

На протяжении всего 19 века самоварные мастерские и фабрики появляются повсеместно, как грибы после дождя. Это был очень прибыльный бизнес, и поэтому, несмотря на большое количество изготовителей, спрос на их продукцию всегда был высоким. Например, к концу 19 века в одной только Туле существовало 77 соответствующих фабрик, а ведь были фабрики и мастерские и в других городах России, но прославились на весь мир все-таки именно тульские самовары. Все очень просто. Во-первых, тульские умельцы были самыми искусными мастерами по работе с металлом. Во-вторых, в Туле первыми стали делать самовары. В-третьих, самые качественные и красивые самовары изготавливались также на тульских фабриках, о чем свидетельствуют многочисленные награды, похвальные грамоты и медали, полученные тульскими фабриками на выставках и ярмарках в разные годы и по всему миру.

Среди самых известных и крупных можно назвать фабрику братьев Ломовых, которая в 1840 году получила право чеканить на своих самоварах государственный герб, как знак отличия за высокое качество продукции. Не менее знамениты были фабрика Н.И. Баташева, основанная его предком в 1825 году, и фабрика В. С. Баташева, основанная им в 1840 году. Самовары Баташевых были очень высокого качества, искусно украшены декоративной отделкой, быстро раскупались и получали высокие оценки на различных выставках и ярмарках. На фабрике И. Капырзина делали различные самовары буквально на все случаи жизни: традиционные столовые, большие магазинные и буфетные, дорожные разборные и даже такие, в которых можно было «в походных условиях» приготовить пищу.

С начала 20 века происходит все большая механизация производства, в том числе и производства самоваров. Она привела к стандартизации форм и размеров самоваров. Если в 19 веке они были не просто прибором для кипячения воды, а атрибутом своеобразной национальной культуры чаепития и неизменным украшением стола (именно поэтому мастера стремились придать самовару необычную форму и украсить его изящными ручками в виде виноградных листьев и краниками в виде дельфинов), то теперь самовар приобретает стандартные очертания: самовары «рюмкой» и «банкой» без излишних украшений.

На рубеже 19-20 веков появляются керосиновые самовары со специальной емкостью для топлива и так называемые самовары «Паричко», сконструированные инженером А. Ю. Паричко. У этих самоваров труба находилась сбоку, а кувшин с водой был съемным. В таких самоварах вода быстро закипала и долгое время оставалась горячей. После революции 1917 года все самоварные фабрики перешли в руки государства, большинство было закрыто или перепрофилировано на изготовление другой продукции. Во время Великой Отечественной войны все оставшиеся самоварные фабрики стали изготавливать оружие. Только с 50-х годов 20 века производство самоваров начало возрождаться. Появились новые материалы (латунь, чугун, сталь, пластмасса) и новые методы работы (ручки и краны теперь стали приваривать, снаружи самовары покрывали никелем), появились электрические самовары.

В середине 70-х годов стали производить комбинированные самовары: дома они могли работать на электричестве, а на природе, например, на древесном угле. В 90-х годах стали популярны самовары традиционных форм, расписанные народными узорами, цветами, сценами из народных сказок. Несмотря на то, что мы уже давно пользуемся чайниками, которые кипятят воду за несколько минут, самовар в нашем сознании остается традиционным и неотъемлемым элементом русского чаепития, неторопливого, домашнего, с пирогами и разговорами, символом русского гостеприимства.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET