Создатели

С 15 века на Русской земле сложилась традиция отмечать в августе три праздника, которые следуют друг за другом. Все три праздника носят название «Спасов», что является сокращением слова «спаситель», то есть, дань Иисусу Христу, который, согласно священному писанию, сошел на землю ради спасения человечества и избавления его от грехов. Каждый Спас имеет свое название: первый – «Медовый спас», второй – «Яблочный спас», третий – «Ореховый» (иногда его называют «Хлебным спасом»).

Изначально, все три спаса являлись исключительно народными, а точнее языческими обрядами, связанными с сельскохозяйственными работами. С принятием христианства православная церковь оставила некоторые языческие праздники, но связала их с событиями, описанными в Библии. Таким образом, до сегодняшнего дня каждый церковный праздник имеет свой аналог и в языческом культе, а празднования содержат старые обряды.

Первый Спас называется «Медовым» и отмечается он 14 августа. С приходом христианства, праздник стали также называть «Спасом на воде». В церкви праздник имеет другое название «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня». Каждое из трех названий имеет свое обоснование. «Спас на воде» произошло от того, что, по приданию, именно в этот день в 988 году по решению князя Владимира Святославовича произошло крещение Руси. В церкви в этот праздник совершается обряд выноса Животворящего Креста для освещения мест строительства, полей, садов и т.д. Этот обряд пришел к нам из византийской церкви после крещения Руси.

Название «Медовый спас» пошло от того, что в середине августа все пасечники начинают собирать мед из сот. Как раз к этому времени пчелы полностью заполняют соты. С древних времен все, у кого есть ульи, шли в церковь с первыми снятыми сотами, для освящения меда. Согласно традиции после обряда освящения медом угощали всех бедных людей, просящих подаяние на паперти.

В августе православные христиане не едят мед до Спаса, так как в это время идет пост. Православная церковь в этот  день освящает воду и благословляет людей на употребление в пищу меда.

По традиции хозяйка дома на Спас печет пряники с медом, блины, которые посыпают маком, а затем едят с медом. Украшением праздничного стола  служит медовый рулет с маком. Не спроста на спас принято есть мед и мак. 14 августа – день памяти мучеников Макеев. С древних времен принято в пищу добавлять семечки мака. В специальной глиняной тарелке (ее принято называть «макальник») толкут маковые семена, а затем добавляют мед. Получившуюся массу ставят на стол к блинам. Название «макальник» произошло от того, что выпечку макали в содержимое этой тарелки. 14 августа, согласно языческим обрядам, все крестьяне отмечали проводы лета. Либо в этот же день, либо на следующий приступали к засеву полей озимыми хлебами.

Второй Спас приходит 19 августа. «Яблочный Спас» считается главным среди трех праздников. До 19 августа никому из православных не разрешалось употреблять в пищу плоды растений. Люди верили, что в загробном мире, те, кто не ел яблок до второго Спаса, будут каждый день есть плоды, кто же нарушал запрет, останутся без фруктов. Люди, которые не следовали традиции, надолго оставались изгоями. С ними не разговаривали, не приходили в их дом, не исполняли просьб.

На Руси весь собранный урожай фруктов было принято приносить на освящение в церковь. Считалось, что неосвященные плоды не смогут пролежать всю зиму и быстро испортятся. Поэтому крестьяне нагружали яблоками телеги (иногда несколько телег, если урожай выдался богатым) и везли их к храмам. Только после освящения дети и взрослые впервые за целый год пробовали яблоки. Кроме того, на освящение приносили колоски нового урожая хлеба.

Согласно верованию, если сохранить эти колоски до следующего года, то урожай будет очень хорошим. После таинства освящения яблоки раздавали бедным, приносили в дом больным, угощали друзей и соседей. Женщины в этот праздник готовили пищу из фруктов, овощей, ягод, одним словом, из всего, что дала природа за лето. Яблоки запекали, добавляли в пирожки и пироги.

Православная церковь отмечает 19 августа праздник «Преображение». В этот день каждый верующий человек должен задуматься о своем будущем, о спасении души и очищении от грехов. Согласно Библии, в  августе Иисус взял с собой трех учеников и поднялся на гору Фавор (поэтому иногда в народе второй Спас называют «Спасом на горе»). Беседуя с ними, Спаситель преобразился: его лицо, руки и ноги начали сиять неземным светом, а одежда приобрела ослепительно белый цвет. Так же и человек, пребывая на земле, должен очищаться, чтобы, войдя в загробный мир, преобразиться.

Через десять дней после «Яблочного спаса» наступает последний «Ореховый» или «Хлебный спас». Еще до прихода христианства на Руси праздновали в этот день окончание уборки хлебов. Каждый крестьянин торопился убрать урожай до 29 августа. Тем, кто не успевал собрать весь урожай, на помощь приходили соседи и друзья. Не принято было просить об этом. Перед праздником, любой был готов помочь, а хозяин должен был накормить помощников досыта. Название «Ореховый» пошло с тех же времен, так как в конце последнего летнего месяца люди ходили собирать лесные орехи. На праздник принято готовить много пищи, обязательно выпекали хлеб из нового урожая.

В церкви тоже празднуют третий спас, но называется он немного по-другому - «Спас Нерукотворный». Этот праздник в честь иконы (образа) Иисуса Христа, которая украшает любой храм и знамена, выносимые во время крестного хода. С древних времен на третий спас начинался сезон ярмарок. Торговцы приносили к храмам свои товары для освящения, а после богослужения начиналась торговля.

Все три Спаса весьма почитаемые у россиян праздники. В них соединились обычаи и обряды языческой культуры народных праздников и церковных. В местах, где до сих пор следуют обычаям предков, можно увидеть обряды, которые выполняли наши предки. К сожалению, в городах сохранилось очень мало традиционных действий, но села еще берегут былое отношение к урожаю, душе и традициям.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET