Создатели

Оптинская, или Оптина Пустынь – одна из древнейших русских обителей. Точное время основания её неизвестно, однако, по преданиям, Пустынь существовала ещё до нашествия на Русь монголо-татар. Считается, что основателем Пустыни был раскаявшийся разбойник по имени Оптин. Расположилась она неподалёку от маленького городка Козельска. Козельск упоминается в летописи, как один из древних городов, оказавших наиболее упорное сопротивление во время первого монголо-татарского нашествия. Город был взят намного превосходящими силами только после того, как в нём не осталось ни одного защитника.

Сведений о жизни обители с тех древних времён практически не осталось. Зато известны некоторые сведения об Оптинской Пустыни  XVII века. Игуменом там был отец Сергий. Сама обитель же состояла всего лишь из одной деревянной церкви и около десятка монахов, живших в простых кельях. Обитель многие годы оставалась малонаселённой и из-за этого в 1724 году была и вовсе упразднена по указанию Синода. Опустевшая обитель была полностью разорена, однако уже через два года возродилась вновь.

Но настоящее возрождение Оптинской Пустыни началось в конце XVIII века. В 1795 своё внимание на обитель обратил сам московский митрополит Платон. Он же назначил туда строителем монаха Иосифа, а ещё через год послушника Песношского монастыря Авраамия. Обитель находилась в полном запустении, и восстановителям пришлось немало потрудиться, чтобы привести её в порядок. После того как с бытовыми проблемами было покончено, началось расширение обители. Вскоре там появились колокольня, Больничная церковь, новые кельи и сад.

Следующий этап строительства в обители начался при настоятеле Моисее. Именно при нём были построены новые церкви и отреставрированы старые постройки. Появились и новые жилые корпуса для братии, трапезная, библиотека, мельница и даже черепичный и кирпичный заводы. Также были разведены огромные сады и огороды, способные прокормить уже довольно многочисленную братию. До наших дней сохранились многие деревянные сооружения: церковь Иоанна Предтечи, построенная ещё в 1822 году, и домики, в которых жили во время своих визитов в Оптинскую Пустынь знаменитые русские писатели Гоголь и Достоевский.

Развитие Оптинской пустыни продолжалось и далее. В 60-х годах XIX века численность братства достигла полутора сотен человек. После того, как обитель была обустроена, у её настоятелей появилось время подумать и о духовных делах. Уже в середине века там начали издавать духовные книги. Одним из первых авторов писаний, появившихся в Оптиной Пустыни, был монах Иоанн. Порфирий Григоров подробно описал жизнь некоторых значимых людей духовного сана, имевших отношение к монастырю.

Большое значение такие книги имели для людей, которые не могли оставить свою обычную жизнь, уйдя в монастырь, или отправится в паломничество. Они давали им духовное образование не меньшее, чем знаменитые старцы обители.

Но и паломников в Оптине вполне хватало. Среди них был даже знаменитый писатель Ф.М. Достоевский, позже отразивший свои мысли и впечатления о поездке в романе «Братья Карамазовы». А прототипом старца Зосимы стал старец Оптинского скита Амвросий. Был связан с обителью и другой, не менее известный русский писатель  Л.Н. Толстой. А его родная сестра и вовсе была настоятельницей женского монастыря, основанного Амвросием. Там старец провёл последний год своей жизни.

В советские времена отдалённую Оптинскую пустынь тихо и незаметно для большинства закрыли. Там была устроена лесопилка и дом отдыха. Последнее на сегодняшний день возрождение Оптинской Пустыни началось в 1987 году. Сохранившиеся постройки были переданы Русской православной церкви. Через год возобновилось служение, сначала в надвратной церкви, а затем и в Введенском соборе. Кроме того, были обретены святые мощи  преподобного старца Амвросия. В 1996 к лику святых были причислены ещё несколько оптинских старцев, а через 4 года было установлено Соборное Празднование.

Оптинская пустынь знаменита не столько своими соборами и церквями и православными реликвиями, сколько своими обитателями. Об удивительных старцах и чудотворцах Пустыни и в наши дни продолжают ходить легенды. Именно влияние старцев отличает Оптинскую Пустынь от тысяч других монастырей, разбросанных по разным уголкам России.

Старчество в Оптинской пустыни было введено довольно поздно, поэтому в настоящее время известны все их имена. Некоторые из них: иеросхимонах Лев, иеросхимонах Макарий, схиархимандрит Моисей, иеросхимонах Амвросий, иеросхимонах Иосиф, схиархимандрит Варсонофий и иеромонахи Анатолий (Зерцалов), Анатолий (Потапов), Нектарий.

В восемнадцатом веке обитель прославил старец Лев. О нём и о чудесах исцеления, которые он совершал, быстро узнала почти вся страна. Врачей в то время было очень мало, а на селе о них даже и не мечтали, поэтому единственной надеждой тяжело больных были лишь знахари и чудотворцы. Ко Льву приезжали из разных уголков страны, и старец никому не отказывал в помощи.

Одним из самых известных оптинских старцев был отец Амвросий, настоящее имя которого – Александр Гренков. Он родился в 1812 году в Тамбовской губернии. Отец Амвросий был известен как прорицатель. По преданию, ему было известно обо всех мыслях и грехах людей. В скит к нему за помощью приезжали со всей России. Кроме того, он также был известен как целитель: больные, посетившие старца, вскоре выздоравливали. Однако человек должен был строго выполнять указания старца, если же он отклонялся от них, то мог разориться, заболеть и даже умереть. Именно поэтому Амвросия слушали и уважали. Оптина Пустынь стала известна как целительница души и тела, и поток паломников туда не иссякал.

Старец Амвросий известен ещё и как основатель детского приюта, поблизости от Оптинской Пустыни, а также Казанской женской обители в Шамордино, где он и скончался в возрасте 89 лет. В 1988 он был причислен к лику святых, а мощи его находятся в Введенском монастыре Оптинской пустыни и продолжают творить чудеса, исцеляя неизлечимо больных.

Ходят легенды и о последователе Амвросия – Иосифе и его чудесных чётках. Странно, что сам старец с детства страдал различными болезнями, но в то же время мог излечить других. Однажды больная исцелилась после того, как подержала его чётки в руках. После смерти старца, больные исцелялись, даже побывав на его могиле.

Также  знаменит и оптинский старец Варсонофий. Не менее удивительна его судьба. До того, как стать монахом Варсонофием, Павел Плиханков был дворянином и полковником в русской армии. В обитель он попал в возрасте 50 лет. У Варсонофия был дар ясновидящего: он рассказывал людям обо всех совершённых ими грехах и событиях жизни, называя при этом точные даты. Кроме того, он был известен своей неуязвимостью, несколько раз чудесным образом избегал смерти, в том числе и во время русско-японской войны.
 
Одними из знаменитых пророков был отец Нектарий. Он предсказал не только многие события в своей собственной жизни, но и разорение монастыря в 20-х годах прошлого века. Когда старец находился в ссылке в Холмищах, к нему приезжал Георгий Жуков, которому Нектарий предсказал будущие великие победы. Святые мощи старца хранятся в соборном храме обители.

В настоящее время Оптинскую Пустынь продолжают посещать тысячи паломников, надеясь получить исцеление в этих святых местах. Оптинская Пустынь является одним из центров духовной монашеской жизни России.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET