Создатели

Николай Гавриилович Чернышевский – сын Гавриила Ивановича Чернышевского, публицист и критик. Родился 12-го июля 1828 года в Саратове. Одаренный от природы отличными способностями, единственный сын своих родителей, Чернышевский был предметом усиленных забот и попечений всей семьи. Хотя и записанный в духовное училище, он до 14-летнего возраста воспитывался дома и под руководством отца, и своей старшей двоюродной сестры, Л. Н. Пыпиной, к которой он очень был привязан, получил прекрасную подготовку к Семинарии: он знал древние и новые языки и чрезвычайно много читал литературных и научных книг.

Одно время Николай Гавриилович мечтал по окончании Семинарии поступить в Духовную Академию, но скоро оставил это намерение. В ноябре 1844 года он подал прошение об увольнении из Семинарии. Получив в том же году увольнение, он стал готовиться к университету и в 1846 году, отлично выдержав почти все вступительные экзамены, был принят в Петербургский университет, в первое отделение философского факультета, по разряду общей словесности. В течение университетского курса Чернышевский более всего занимался древними языками, общей словесностью и славянскими наречиями. Изучение славяноведения сблизило его с И. И. Срезневским, а через него он познакомился с И. И. Введенским, на еженедельных вечерах у которого собирался кружок лиц, имевших сильное влияние на выработку миросозерцания Николая Гаврииловича: под их воздействием в нем пробуждаются новые интересы, он увлекается науками социальными, экономическими, а затем и естествоведением; в это время уже выясняются первые основы тех взглядов, которые проводятся Чернышевского в его последующей критико-публицистической деятельности, то есть материалистический позитивизм в философии и социализм в общественных вопросах.

В 1851 году Чернышевский окончил курс со степенью кандидата и был оставлен при университете, но в следующем году он уехал в Саратов, где получил место учителя гимназии. Его сослуживцы были люди совсем иного склада воззрений, и потому он замыкается в своей семье и сближается лишь с небольшим кружком образованных людей, между прочим, с Н. И. Костомаровым, который незадолго перед тем был сослан в Саратов. Научно-литературные занятия Чернышевского за это время, вероятно, сосредоточиваются, главным образом, в той же области, что и прежде, и он не оставляет славяноведения: так можно, по крайней мере, заключать по его рецензии на сочинение Гильфердинга «О родстве славянского языка с санскритским». В 1852 году Николай Чернышевский женился и вскоре после женитьбы высочайшим приказом 24-го января 1854 года был перемещен во 2-й кадетский корпус «на должность учителя 3-го рода.

Еще будучи преподавателем, Чернышевский сотрудничал в «Отечественных Записках» и «Современнике». По выходе же в отставку он почти целиком отдается журналистике, готовя, однако, свою магистерскую диссертацию. Самая тема и основные идеи этой диссертации намечаются уже раньше в рецензии на перевод «Пиитики» Аристотеля, изданный Ордынским. Рецензия эта, помещенная в «Отечественных Записках», 1854 году, № 9, уже ясно характеризует отрицательное отношение Чернышевского к трансцендентальной эстетике.

Диссертация Чернышевского «Эстетические отношения к действительности» вышла в 1855 году. По характеру изложения и по самой теме сочинение представляло собой явление далеко не обычное в то время, и автор уже в предисловии должен был оправдываться против упрека в излишней широте предмета исследования. Ему казалось, что необходимо пересмотреть основные вопросы науки, так как «выработаны материалы для нового воззрения» на эти вопросы. Это новое воззрение должно отличаться позитивным направлением. Автор решительно отвергает теорию о превосходстве произведений искусства над произведениями природы, а также и абстрактное определение прекрасного как «полного проявления общей идеи в индивидуальном явлении» и, установив положение, что «прекрасное есть жизнь», формулирует свой взгляд на задачи искусства. По взгляду Чернышевского, выраженному в диссертации, искусство не простая популяризация науки, но относится к действительности так же, как и наука, строящая для объяснения жизни ряд формул: искусство при помощи своих специальных средств также объясняет жизнь.

Сдав магистерский экзамен и защитив свою диссертацию, Чернышевский, однако, не был удостоен искомой ученой степени, так как министр народного просвещения А. С. Норов отказал утвердить представление о нем университетского совета. Оставив вследствие этого мечту о профессуре, Чернышевский всецело отдается журналистике, сотрудничая исключительно в «Современнике». До середины 1857 года он ведет в этом журнале отдел критики и библиографии, сравнительно мало касаясь вопросов политических и экономических. Этим вопросам посвящены лишь некоторые разборы книг по статистике, а также «Хроника современных военных событий» и «Заграничные известия». Указанные статьи, может быть, по цензурным условиям отличаются гораздо более умеренным, спокойным тоном, чем более поздние публицистические произведения Чернышевского или его критические статьи по литературе этого времени. В последних статьях проглядывает уже стремление оценивать произведения словесности с общественной точки зрения и проявляется резкость и решительность суждений, несмотря на то, что оцениваемые произведения принадлежали иногда перу весьма выдающихся писателей. Эту резкость тона Чернышевский считал выражением «искренности в критике» и заявлял, что «во многих случаях это единственный тон, приличный критике, понимающей важность предмета и не холодно смотрящей на литературные вопросы». Согласно со своей общей эстетической теорией, он требовал от литературы если не содержания, то «мысли, то есть самого стремления к содержанию, веяния в книге того субъективного начала, из которого возникает содержание».

Для характеристики литературно-критических взглядов Чернышевского важны и его статьи о Лессинге, но наиболее ценным из его критических трудов нужно признать обширное исследование «Очерки гоголевского периода русской литературы». Эта работа появилась по поводу выхода в свет нового издания сочинений Гоголя и второго тома «Мертвых Душ». Хотя уже в самом начале Чернышевский говорил, что «давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России», — предметом «Очерков» послужили не самые произведения Гоголя, но отношение к нему критики. Поставив себе эту сравнительно ограниченную задачу, Чернышевский почти с самого начала вышел из ее рамок и дал обзор развития нашей критики (в ее принципиальных взглядах) с конца 20-х годов девятнадцатого века до смерти Белинского. Здесь рассмотрена критическая деятельность Н. А. Полевого, Сенковского, И. В. Киреевского, Шевырева, Плетнева, кн. П. А. Вяземского, Надеждина и в особенности Белинского. В этой книге впервые охарактеризовано было умственное движение тридцатых и сороковых годов и, при богатстве фактического материала, Чернышевский по некоторым вопросам пришел к вполне прочным выводам, справедливость которых подтверждалась детальной разработкой позднейших исследователей, в особенности трудами академика А. Н. Пыпина. Недостатком исследования можно считать тот полемический тон, который особенно замечается в главе о Шевыреве; может быть, именно вследствие этой полемики Шевыреву уделено слишком много места. Крупным достоинством книги является анализ критической деятельности Полевого и Надеждина и выяснение отношений последнего из этих критиков к Белинскому. В этом отношении к Чернышевскому примыкают, несмотря на отрицательные выводы С. А. Венгерова, академики И. Н. Жданов и А. Н. Пыпин. Наконец, самый обзор деятельности Белинского настолько полон и справедлив, что все позднейшие труды о Белинском принимают схему, установленную Чернышевским.

Сообразно с таким взглядом на литературу, и критика Чернышевского все более и более проникается элементами публицистическими. Разбор литературного произведения есть для критики повод к рассуждениям об общественных вопросах, и критик заявляет, что литературная сторона дела его мало занимает. Он говорит: «Бог с ними, с эротическими вопросами, - не до них читателю нашего времени, занятому вопросами об административных и судебных улучшениях, о финансовых преобразованиях, об освобождении крестьян». Вполне естественно, что при таком взгляде на критику Чернышевский при первой же возможности от нее отказывается и целиком отдается публицистике. В 1858 году он поручает критический отдел «Современника» Добролюбову, а сам с этого времени исключительно пишет по вопросам экономическим и политическим. На первом плане должен, конечно, стоять крестьянский вопрос, который в то время был выдвинут правительством и занимал внимание всего общества.

В ряде статей Чернышевский настаивает на увеличении надела, крайнем уменьшении выкупа, стоит за сохранение сельской общины, которая представляется ему одной из форм будущего общественного устройства на началах социалистических. Защищая общинное владение землей против нападок авторитетного в то время «Экономического Указателя», Чернышевский весьма оригинально пользуется диалектическим гегелианским методом доказательства. «Общий ход планетарного развития, — говорит он, — прогрессивная лестница классов животного царства вообще, высшие классы животных в особенности, физическая жизнь человека, его язык, обращение с другими людьми, его одежда, манера держать себя, все его общественные учреждения — администрация, войско и война, судопроизводство, заграничная торговля, торговое движение вообще, понятие о справедливости, — каждый из этих фактов подлежит следующей норме: повсюду высшая ступень развития представляется по форме возвращением к первобытной форме, которая заменилась противоположной на средней ступени развития; повсюду очень сильное развитие содержания ведет к восстановлению той формы, которая была отвергаема развитием содержания не очень сильным». Признавая этот абсолютный закон развития, Чернышевский в том факте, что общинное владение есть первобытный институт, видит прочное основание для защиты его жизненности: от поземельной частной собственности, которая представляется, по отношению к общинному владению, вторым моментом развития, противоположным первому, от этого второго момента логически неизбежен переход к третьему моменту, то есть возврат к общинному владению измененному.

Защищая общину против экономистов, Чернышевский снова сближается со славянофилами, которые так хорошо поняли значение этого учреждения, так хорошо сохранившегося в русском народном быту. «Важность, — говорит Чернышевский, — распространения здравых понятий о вопросе, касательно необходимости для национального благосостояния сохранить господствующее у нас пользование землею, чрезвычайно велика. Но пример западного населения, бедствующего от утраты этого принципа, не имеет над большинством наших экономистов такой силы, как лишенные всяких дельных оснований изречения тех политико-экономических авторитетов, которых они привыкли держаться. Славянофилы в этом случае не таковы. Они знают смысл урока, представляемого нам участью английских и французских земледельцев, и хотят, чтобы мы воспользовались этим уроком. Они считают общинное пользование землями, существующее ныне, важнейшим залогом, необходимейшим условием благоденствия земледельческого класса. В этом случае они высоко стоят над многими из так называемых западников, которые почерпают свои убеждения в устарелых системах, принадлежащих по духу своему минувшему периоду одностороннего увлечения частными правами отдельной личности, и которые необдуманно готовы восставать против нашего драгоценного обычая, как несовместного с требованиями этих систем, несостоятельность которых уже обнаружена наукой и опытом западноевропейских народов».

Арестован был Чернышевский 7 июля 1862 года по обвинению в государственном преступлении, в участии в противоправительственной пропаганде, в составлении возмутительных воззваний к народу. По приговору Правительствующего Сената 13-го июня 1864 года Чернышевский был сослан в Нерчинские заводы на 7 лет каторжной работы. В 1871 году, по отбытии срока каторги, он был поселен в Вилюйске. В 1875 году была попытка освободить Чернышевского из ссылки: 12-го июля явился к вилюйскому исправнику некто Ипполит Мышкин, в мундире жандармского офицера, назвавшийся Мещериновым, с подложным предписанием сдать ему Чернышевского для перевода в Благовещенск; однако обман был обнаружен. Ссылка в Сибирь окончилась для Чернышевского в 1883 году, когда ему разрешено поселиться в Астрахани. За время ссылки, конечно, литературная деятельность Чернышевского должна была прекратиться, но от одного из товарищей Чернышевского по каторге имеются сведения о его беллетристических опытах за это время.

Вообще беллетристика для Чернышевского была лишь средством проведения известных идей. Таким образом, он пользовался беллетристической формой и до ссылки, когда написан был роман «Что делать?», а также и в ссылке. Роман «Что делать?» является популяризацией утилитарной нравственности, так как его герои постоянно говорят, что их действиями руководит эгоизм, а кроме того, в этом романе развивается теория свободной любви и эмансипации женщины, а в «снах» Веры Павловны рисуется то счастье, которое предстоит человечеству при осуществлении социалистических идеалов. Провести же эти идеалы в жизнь возможно только таким сильным практическим деятелям, как Рахметов, однако люди, подобные Рахметову, настоящему герою, явятся не сразу, они представляют собой, так сказать, идеал революционных деятелей, а подготовкой к этому идеалу служат «новые люди», каковыми надо считать Лопухова, Кирсанова.

На каторге в 1865 году в Кадае начата Чернышевским трилогия романов, в которых он изображал общественное движение, сопутствовавшее крестьянской реформе. В 1868 году эти романы («Пролог к прологу», «Дневник Левицкого» и «Пролог») были окончены. В этих романах Чернышевский выводить самого себя, свою жену и Добролюбова, а также многих деятелей редакционных комиссий. Предполагал Чернышевский дать продолжение этих романов, изобразить события 1862 - 63 годах, но план не был осуществлен: были лишь написаны отдельные эпизоды («Рассказы из Белого зала»), в которых действие переносилось за границу. По тем же сведениям известно о некоторых комедиях («Другим нельзя») и рассказах Чернышевского, сочиненных также на каторге. Во время ссылки Чернышевского в цюрихском журнале «Вперед» в 1874 году были напечатаны «Письма без адреса», написанные Чернышевским еще в 1862 году, но по цензурным условиям не могущие появиться в России. В этих «Письмах» Чернышевский резко критикует крестьянскую реформу, доказывая, что она повела к несправедливому обременению крестьян платежами в пользу помещиков, что недостатки реформы произошли от бюрократических приемов ее подготовки.

По возвращении из ссылки Чернышевский получает снова возможность заняться литературным трудом. Живя сначала в Астрахани, а в 1889 году в Саратове, он принимается за огромный труд перевода «Всеобщей истории» Георга Вебера. Он успел перевести 11 томов и значительную часть двенадцатого. К некоторым из переведенных им томов Чернышевский прилагал статьи философско-исторического характера. И перевод, и приложения являлись в свет с псевдонимом Андреев. С этим же псевдонимом Чернышевский напечатал в «Русских Ведомостях» статью «Характер человеческого знания», а в «Русской Мысли» - стихотворение «Гимн деве неба». В том же журнале, с подписью Старый трансформист была напечатана статья «Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь». Перед смертью Чернышевский начал издание «материалов для биографии Н. А. Добролюбова». Умер Чернышевский 17-го октября 1889 года в Саратове, где и похоронен на Воскресенском кладбище.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET