Создатели

Константин Николаевич Батюшков - знаменитый русский поэт, предшественник Пушкина. Родился 18 мая 1787 года в Вологде. Происходил из древнего дворянского рода, который с давних пор владел селом Даниловским, где Константин Николаевич провел годы своего детства. Семи лет от роду он потерял мать, которая страдала душевной болезнью, по наследству перешедшей к Константину и его старшей сестре Александре. В 1797 году его отдали в Петербургский пансион Жакино, откуда в 1801 году он перешел в пансион Триполи.

На шестнадцатом году жизни Батюшков оставил пансион и занялся усердно чтением всякого рода русских и французских книг. В это же время он близко сошелся со своим дядей, известным Михаилом Никитичем Муравьевым. Под его влиянием Константин Николаевич занялся изучением литературы древнего классического мира и стал поклонником Тибулла и Горация, которым он подражал в первых своих произведениях. Кроме того, под влиянием Муравьева Батюшков выработал в себе тонкий литературный вкус и эстетическое чутье. Познакомился также Константин Батюшков с представителями тогдашнего литературного мира в Петербурге. Особенно близко сошелся он с Г. Р. Державиным, Н. А. Львовым, В. В. Капнистом, А. Н. Олениным, графом А. С. Строгоновым, И. М. Муравьевым-Апостолом, П. А. Ниловой и А. П. Квашниной-Самариной. Поступив в департамент министерства народного просвещения, Батюшков сблизился с некоторыми из своих сослуживцев, которые примыкали к карамзинскому направлению и основали «Вольное общество любителей словесности». Тогда же он особенно близко подружился с И. П. Пнином и Н. И. Гнедичем.

В 1807 году Батюшков вступил в милицию и принял участие в прусском походе. В битве под Гейльсбергом он был ранен и должен был отправиться лечиться в Ригу. Во время этого похода Батюшков особенно тесно подружился с офицером Петиным, впоследствии убитым под Лейпцигом, а в Риге влюбился в девицу Мюгель – дочь хозяина того дома, где его поместили для лечения. Но ничем серьезным этот роман не окончился. В следующем 1808 году Батюшков принял участие в войне со Швецией, по окончании которой вышел в отставку и поехал к родным (1809 году), но не к отцу, а в село Хантоново Новгородской губернии, где жили и хозяйничали его старшие сестры. Это было вызвано тем, что еще в 1807 году Николай Львович вступил во второй брак, а так как его взрослые дочери не хотели жить вместе с мачехой, то переселились в деревню, которая им досталась по наследству от матери.

В деревне Константин Николаевич скоро начал скучать и рвался в город: впечатлительность его сделалась почти болезненной, все больше и больше овладевала им хандра и предчувствие будущего сумасшествия. В самом конце 1809 года Батюшков приехал в Москву и скоро благодаря своему таланту светлому уму и доброму сердцу сыскал себе добрых друзей в лучших сферах тогдашнего московского общества. Из тамошних литераторов наиболее сблизился он с В. Л. Пушкиным, В. А. Жуковским, П. А. Вяземским и Н. М. Карамзиным. Эти новые друзья настолько привязали Батюшкова к Москве, что, несмотря на увещевания петербургских друзей и недостаток средств, он не хотел оставить «столицы русского дворянства», как ее называл Карамзин, и ехал в Петербург, чтобы там выхлопотать себе государственную должность, которая дала бы ему материальное обеспечение. Годы 1810 и 1811 годы прошли для Константина Николаевича отчасти в Москве, где он приятно проводил время, отчасти в Хантонове, где он хандрил. Наконец, получив отставку от военной службы, он в начале 1812 года отправился в Петербург и при помощи Оленина поступил на службу в Публичную Библиотеку. Жизнь его устроилась довольно хорошо, хотя его постоянно тревожила мысль о судьбе его семейства и его самого: скорого повышения по службе нельзя было ожидать, а хозяйственные дела шли все хуже и хуже. Не забывая своих московских друзей, Батюшков сделал новые знакомства в Петербурге и сблизился с И. И. Дмитриевым, А. И. Тургеневым, Д. Н. Блудовым и Д. В. Дашковым.

Между тем армия Наполеона вступила в пределы России и стала приближаться к Москве. Батюшков отправился туда, чтобы проводить вдову Муравьеву в Нижний Новгород. Затем он снова поступил на военную службу и в качестве адъютанта генерала Раевского вместе с русской армией совершил поход 1813 - 14 годов, окончившийся взятием Парижа. Пребывание за границей имело большое влияние на Батюшкова, который там впервые познакомился с немецкой литературой и полюбил ее. Париж и его памятники, библиотеки и музеи тоже не прошли бесследно для впечатлительной натуры Константина Николаевича; но скоро он почувствовал сильную тоску по родине и, посетив Лондон, возвратился в Петербург. Тут, помимо служебных неприятностей, его ждала серьезная неудача. Он влюбился в жившую у Олениных молодую девушку Анну Федоровну Фурман, которая, однако, не ответила Батюшкову таким же чувством. Со страшным отчаянием в душе он уехал на службу в Каменец-Подольск, где стоял его полк. Через год он окончательно бросил военную службу, поехал в Москву, затем в Петербург, где он сделался членом Арзамаса и вошел в близкие сношения со всем этим кружком и в особенности с Пушкиным, который называл его своим учителем.

В 1818 году Батюшков достиг давно желаемой цели: он был определен на службу в неаполитанскую русскую миссию. Поездка в Италию была всегда любимой мечтой Батюшкова, но, отправившись туда, он почти сейчас же почувствовал невыносимую скуку, хандру и тоску. К 1821 году ипохондрия приняла такие размеры, что он должен был оставить службу и Италию. В 1822 году расстройство умственных способностей выразилось вполне определенно, и с тех пор Батюшков в продолжение 34 лет мучился, не приходя почти никогда в сознание, и, наконец, скончался 7 июля 1855 года в Вологде. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре. Еще в 1815 году Батюшков писал Жуковскому о себе следующие слова: «С рождения я имел на душе черное пятно, которое росло, росло с летами и чуть было не зачернило всю душу». Не предвидел бедный поэт, что пятно не перестанет расти и так скоро совсем помрачит его душу.

Литературное наследство Константина Батюшкова распределяется на три части: стихотворения, прозаические статьи и письма. Первые опыты Константина Николаевича относятся к 1802 году, когда он написал стих «Мечта». Стихотворения первого периода литературной деятельности Батюшкова проникнуты эпикуреизмом и носят на себе довольно ясный отпечаток беззаботной и свободной жизни, которую тогда вел Батюшков в Петербурге: к таким стихам принадлежат: «Послание к стихам моим», «Послание к Хлое», и «Послание к Н. И. Гнедичу», где автор описывает другу, как он проводит время, «Совет друзьям», развивающий мысль о мирном наслаждении жизнью среди веселий и забав, мешая мудрость с шутками. К 1808 году относится первое близкое знакомство Батюшкова с Торкватом Тассом, «Освобожденный Иерусалим» которого Батюшков начал тогда переводить. К 1809 году относятся первые опыты Батюшкова в прозе, а именно: «Отрывок из писем русского офицера», «Финляндия» и «Похвальное слово сну».

1809 и 1810 годах Батюшков написал ряд стихотворений, в которых он подражал Парни, Тибуллу, Петрарке и Касти. Тогда же написано им «Видение на берегах Леты», где осмеиваются представители старой литературной школы. Эта сатира наделала много шума в Петербурге. В 1811 году написано жизнерадостное стихотворение «Мои пенаты», посвященное Жуковскому и Вяземскому. В 1813 году является «Певец в беседе Славянороссов», эпико-лиро-комико-эпородическй гимн – шутливое подражание «Певцу в стане русских воинов» Жуковского.

Патриотическое чувство Константин Николаевич выразилось в стихотворении «Переход русских через Рейн». Упадок духа и глубокая скорбь отвергнутой любви высказываются в «Воспоминаниях» (1815 году). В это время произошел в Батюшкове поворот в сторону пессимизма и шатобриановского разочарования жизнью, от которого Константин Николаевич искал убежища в религиозном чувстве. К 1815 году, кроме «Воспоминаний», относятся еще следующие стихотворения, в которых обнаруживается тогдашнее душевное настроение Батюшкова: «Послание И. Л. Муравьеву-Апостолу», «Странствователь и домосед», «Разлука», «Пробуждение», «Мой гений», «Последняя весна», «Надежда» и «К Другу».

Важнейшей эпохой поэтического творчества Батюшкова были годы 1816 и 1817, когда тридцатилетний поэт достиг высшей степени совершенства в отделке стиха, ближе познакомился с немецкой, французской, итальянской и древнеклассической литературами, когда болезнь еще не помрачила его мысли, придавая ей только элегический оттенок. Прекраснейшим выражением тогдашнего течения творчества Константина Батюшкова был «Умирающий Тасс». К числу лучших стихотворений Батюшкова принадлежит также «Тень друга», посвящение памяти Петина, и переделка из Матисена «На развалинах замка в Швеции». Черты северной поэзии Батюшкова воспроизвел в «Песне Гаральда Смелого».

Главная заслуга поэта заключается в том, что вместе с Жуковским он придал русскому стиху гармоническую красоту, легкость и выразительность. Они оба, то есть Батюшков и Жуковский, своими сочинениями проложили дорогу Пушкину, Лермонтову и всем следующим за ними русским поэтам. Это сознавал и сам Пушкин, который называл Батюшкова своим учителем. Из прозаических сочинений Константина Николаевича наиболее замечательны: «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» и «Нечто о морали, основанной на религии». В первый раз собрание сочинений Батюшкова появилось в свете в 1817 году п: «Опыт в стихах и прозе». 2-е и 3-е издания относятся к 1834 и 1850 годам. Полное же издание всех его сочинений вышло в Петербурге в 3 томах в 1887 году. Издатель П. Н. Батюшков присоединил к этим сочинениям обширную статью «О жизни и сочинениях К. Н. Батюшкова», написанную Л. Н. Майковым и, кроме того, обширные примечания, составленные Л.Н. Майковым и В. И. Саитовым. Том Первый занимают вступление и стихотворения, Второй - прозаические статьи, Третий - письма.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET