Создатели

Александр Николаевич Скрябин - талантливый русский композитор, пианист и философ. Автор новаторских музыкальных произведений: "Божественная поэма" (3-я симфония, 1904), "Поэма экстаза" (1907), "Прометей" (1910), ряда сонат, прелюдий. Родился 29 декабря 1871 года в Москве. Воспитывался в кадетском корпусе. Интерес к музыке проявил в 5 лет (играл по слуху, импровизировал), в 11 лет начал заниматься у Н. Зверева, Г. Конюса. Затем поступил в московскую консерваторию, которую и окончил 1892 по классу фортепиано Сафонова с золотой медалью.

Его творческий путь принято делить на 3 периода: первый (до 1900 года) характеризуется тонким лиризмом, задушевностью, ясностью формы, изяществом фактуры, преемственной связью с классической музыкой (заметны соприкосновения с П. Чайковским, Ф. Шопеном, позднее с Ф. Листом, Р. Вагнером); второй (1900-07) - усилением творческих исканий, особенно в сфере гармонии, нарастанием драматизма, героических порывов к борьбе за этические идеалы и наряду с этим еще большей утонченностью в лирике; третий (1907-14) - поворотом (под влиянием идеалистических философских концепций) в сторону крайнего индивидуализма, отрыва от реальной действительности.

Скрябин - профессор Московской консерватории (1898 - 1903). Много концертировал в России, Западной Европе, Америке. Формирование философского мировоззрения Скрябина пришлось на период расцвета русского поэтического символизма. Вместе с тем уникальность личности Скрябина в русской и мировой культуре обусловлена редким фактом синтеза музыкального и философского видения мира. По словам А.Бандуры, Скрябин являлся величайшим мистиком среди музыкантов и величайшим музыкантом среди мистиков-философов. Философия Скрябина выросла из искусства, а искусство продолжило философию мира и человека.

Музыкально-философская интуиция привела Скрябина к необходимости осмысления эзотерической философской традиции, в первую очередь теософии. О серьезности занятия Скрябина теософией говорят многочисленные пометки, оставленные им на страницах томов "Тайной Доктрины" Е.П. Блаватской. В 1904 Скрябин принимал участие во Втором международном философском конгрессе (Швейцария) как его полноправный участник. Скрябин хорошо знал произведения Канта и Фихте, в последнее десятилетие жизни изучал индийскую (и буддистскую) философию.

Свойственная Скрябину полифоничность восприятия многоплановой симфонии мира не могла быть выражена ни в какой иной форме, кроме мистической: "камень и мечта сделаны из одного вещества и оба одинаково реальны", писал он. Обилие изученных Скрябиным в 1904—1906 философских текстов привели к переходу от идей соотношения бытия и сознания к идее мистической миссии музыки в иерархии Мироздания. Убедившись в тождестве собственного мистического опыта с опытом Е.П. Блаватской, Скрябин придает ему осознанные музыкальные формы. Он выражает единство истока музыки и физики мира в мистическом экстазе бытия, отказываясь от общей тональной структуры в пользу структуры, имеющей геометрические свойства кристалла (звук и кристалл).

Словесно (стихотворная "Поэма экстаза", созданная параллельно симфонической поэме, и грандиозное "Предварительное Действо", оставшееся без партитуры) и в музыке поэмы "Прометей" Скрябин решает магическую проблему ускорения эволюции, цель которой - дематериализация и начало новой истории мира и человека. Это попытка трансформации человека в сверхчеловека, человечества - в богочеловечество. Трансформируя себя, человек трансформирует Мироздание.

Антропологические взгляды Скрябина несут в себе следы орфизма, неоплатонического гнозиса и герметизма. Суть их синтеза в том, что Скрябин строит философию личного разума, творящего мир. Основа здесь - своеобразная постановка проблемы трансцендирующих способностей человека, основанных на универсальности абсолютной духовной природы человека (человек суть носитель Света и вселенского Добра, Прометей-огненосец). Поэтому творчество в философии Скрябина доминирует над познанием: творчества - акт сверхчувственный, трансформационный. Трансформация образов реальности в творчестве - не что иное, как пересоздание самой реальности. "Все есть мое творчество... Все, что существует в моем сознании. Все есть моя деятельность, которая в свою очередь есть только то, что она производит... Мир (время и пространство) есть процесс моего творчества...".

Идеи русского космизма четко просматриваются в понимании Скрябина космической сущности человеческого творчества: любое творчество приобщает к космическому мировому процессу.

Чувствуя себя посвященным в тайнознание, Скрябин придавал исключительное значение инициации средствами звука. Основываясь на теософской гипотезе принадлежности звука сверхчувственному миру (звук - творящий логос), Скрябин создавал язык музыки, способной перевести человека и Вселенную в нематериальное состояние, а роль композитора отождествлял с Демиургом, освобожденным от власти материи. Врожденная способность самого Скрябина к особому восприятию мира определила духовный пейзаж вселенской Мистерии как светозвуковой.

Впервые в музыкальной практике Скрябин ввел в симфоническую поэму "Прометей" партию света. Идея абсолютной победы Света имеет у Скрябина свои особенности: речь идет о трансформации в Свет всего сущего и глубоком гуманизме - бунте против физической несвободы человека и апелляции его к титанической божественной природе. Смерть предстает для Скрябина уничтожением физичности. Романтическая мистика душевности (лирическая музыка) заменяется космической мистикой Духа, суровым дыханием обновления Вселенной. Философия искусства Скрябина несет в себе черты мистико-религиозного подхода и соответствует духу символического синтеза и философии всеединства (Всеискусство универсального Синтеза). Искусство по Скрябину есть религия, бесконечно длящийся литургический акт, связь с космосом через абсолютную музыку.

В своих сочинениях Скрябин отчасти примыкает к Шопену (в области фортепиано) и Вагнеру (в области оркестра); крупная музыкальная индивидуальность его не лишена некоторого оттенка изысканности, напряженности, даже болезненности. Творчество Скрябина (основная область — фортепианная музыка) отличается глубоким своеобразием, художественной самобытностью, последовательным новаторством, огромным эмоциональным богатством, философской содержательностью. Творческие находки и достижения С. оказали значительное влияние на музыку последующего поколения отечественных и многих зарубежных композиторов. Александр Николаевич Скрябин умер 27 апреля 1915 года.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET