Создатели

Антон Григорьевич - гениальный пианист, замечательный композитор и насадитель музыкального образования в России. Родился 16 ноября 1829 в селе Выхватинцах, близ города Дубоссар (Балтского уезда Подольской губернии). Отец его, еврей по происхождению, крестившийся, когда Антону был год, арендовал землю близ Выхватинцов, и в 1835 переехал с семьей в Москву, где купил карандашную и булавочную фабрику. Мать, урожденная Левенштейн (1805 - 1891), родом из Силезии, женщина энергичная и образованная, была музыкантом и первой учительницей сына, которого стала учить игре на фортепиано с 6 лет.

В восемь лет Рубинштейн стал учеником Виллуана, у которого учился до 13 лет и после которого не имел больше учителей. В 10 лет Антон впервые выступил в Москве в благотворительном концерте. В конце 1840 Виллуан повез его в парижскую консерваторию. В консерваторию Рубинштейн не поступил, но с успехом играл в концертах в Париже, познакомился с Листом, который назвал его "своим преемником", с Шопеном и Вьетаном. По совету Листа, Рубинштейн отправился в Германию, через Голландию, Англию, Швецию и Норвегию. Во всех этих государствах, а затем и в Пруссии, Австрии и Саксонии он с не меньшим успехом играл на концертах и при дворах. Тоже повторилось и в Санкт-Петербурге, куда Рубинштейн со своим учителем приехали в 1843 году, после 2 лет пребывания за границей.

Еще год занимался Рубинштейн в Москве у Виллуана, а в 1844 году мать забрала его и младшего сына Николая в Берлин, чтобы дать им там общее образование и предоставить возможность серьезно заняться теорией музыки. Рубинштейн изучал теорию под руководством Дена в 1844 – 1846 годах, и в то же время вместе с братом часто бывал у Мендельсона и Мейербера, оказавших на него немалое влияние. В 1846 году, после смерти мужа, мать Рубинштейна вернулась в Москву, а сам он переехал в Вену. Здесь Рубинштейн жил впроголодь, пел в церквах, давал грошовые уроки. Концерт его 1847 имел мало успеха. Впрочем, позднее, благодаря помощи Листа, положение его в Вене улучшилось.

Концертная поездка Рубинштейна с флейтистом Гейнделем  в Венгрию в 1847 году прошла с большим успехом. Оба собирались было отправиться в Америку, но Ден отговорил Рубинштейна, и тот 1849 вернулся в Россию, причем сундук с рукописями его композиций был отобран подозрительными вследствие революции таможенными чиновниками. Опера Рубинштейна "Дмитрий Донской" (1852) имела в Санкт-Петербурге мало успеха, но обратила на него внимание княгини Елены Павловны, при дворе которой Рубинштейн сделался близким человеком, что облегчило ему впоследствии работу по насаждению музыкального просвещения в России. По ее же заказу Рубинштейн написал ряд одноактных опер. В 1854 – 58 годах Рубинштейн концертировал в Германии, Франции, Англии и Австрии.

По возвращении в Россию в 1858 году, Рубинштейн вместе с В. Кологривовым, принялся за хлопоты по открытию русского музыкального общества. Устав был утверждён в 1859 году. Общество необычайно развилось и стало главным средоточием педагогической и художественной музыкальной деятельности в России. Концертами Общества управлял Рубинштейн. Он же сделался директором консерватории, основанной 1862 при Обществе, для чего по собственному желанию выдержал экзамен по теории музыки и игре на фортепиано на звание "свободного художника" (экзаменационное "жюри" состояло из Бахметьева, Толстого, Мауера, К. Лядова). Рубинштейн преподавал в консерватории игру на фортепиано, инструментовку, вел классы ансамбля, хоровой и оркестровый, вообще все свои силы посвятил Обществу. В 1867 Рубинштейн ушел из консерватории, так как дирекция не поддерживала его более строгого подбора учащихся.

Оставив консерваторию, Рубинштейн отдался концертной деятельности за границей, приезжая иногда и в Россию. Сезон 1871—72 Рубинштейн дирижировал симфоническими концертами музыкального общества в Вене. В течение 8 месяцев 1872 - 73 Рубинштейн дал вместе с Г. Венявским 215 концертов в Северной Америке. Больше Рубинштейн никогда не решался на подобные путешествия: "здесь уже нет места искусству, это — фабричная работа" - говорил он. По возвращении из Америки, Рубинштейн усиленно предался композиции.

Многие из опер Рубинштейна ставились впервые и многократно за границей, прежде чем попадали в Россию. Он явился также инициатором "духовной оперы" - оперы на библейские и евангельские сюжеты, которые до него трактовались только в форме оратории, не предназначенной для сцены. Ни за границей, ни тем более в России Рубинштейну не удалось видеть своих "духовных опер" на сцене, они исполняются в виде ораторий. В то же время Рубинштейн не покидал концертной деятельности; из нескольких концертов, данных в каком-нибудь городе, один большею частью посвящен был благотворительным целям. В своих путешествиях Рубинштейн изъездил всю Европу, кроме Румынии, Турции и Греции.

В 1882—83 Рубинштейн снова приглашен был управлять концертами Музыкального Общества; в последнем концерте ему поднесен был адрес от публики, где около 6500 подписавшихся признавали его главою музыкыкального дела в России. В 1885 - 86 Рубинштейн предпринял давно задуманный ряд "исторических концертов". В Санкт-Петербурге, Москве, Берлине, Вене, Париже, Лондоне, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе им было дано несколько концертов, в которых исполнены были выдающиеся фортепианные сочинения всех времен и народов. В каждом городе полная серия концертов повторялась бесплатно для учащихся и недостаточных музыкантов.

Часть средств, собранных этими концертами, пошла на учреждение "Рубинштейновского конкурса". В 1887 Рубинштейн снова приглашен был в качестве директора Санкт-Петербургской консерватории, но 1891 ушел из консерватории по тем же причинам, что и в первый раз. Рубинштейн был организатором и дирижером первых в Санкт-Петербурге общедоступных концертов. С 1887 он не давал концертов в свою пользу, а выступал только с благотворительной целью; последний раз он играл в концерте в пользу слепых в 1893. Рубинштейн умер от паралича сердца 8 ноября 1894 в Старом Петергофе на своей даче. Похоронен в Александро-Невской Лавре.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET