Создатели

Домовой, домовик, дедушка, старик, постен или постень, также лизун, когда живет в подполье с мышами, в Сибири суседко – сверхъестественное существо, хозяин дома. Может принимать разные виды, но обычно это плотный, не очень рослый мужичок, который ходит в коротком смуром зипуне, а по праздникам и в синем кафтане с алым поясом. Летом также в одной рубахе, но всегда босиком и без шапки, вероятно, потому, что мороза не боится. У него большая седая борода, волосы острижены в скобку, но довольно косматы и частично закрывают лицо.

Домовой весь оброс мягким пушком, даже подошвы и ладони, только лицо около глаз и носа лишено волос. Косматые подошвы выказываются иногда зимой, по следу у конюшни. Ладони у домового также покрыты шерстью, а ногти длинные, холодные. Домовой по ночам иногда щиплется, отчего остаются синяки, которые, однако, обычно не болят. Он делает это тогда только, когда человек спит глубоким сном. Это поверье весьма естественно объясняется тем, что люди иногда, в работе или хозяйстве, незаметно ударяются обо что-то. Затем они забывают потом об этом, и, увидев через день или более синяк, удивляются ему и приписывают его домовому. Иные, впрочем, если могут опамятоваться, спрашивают домового, когда он щиплется: любя или не любя, к добру или к худу. В ответ домовой плачет или смеется, гладит мохнатой рукой или продолжает зло щипаться, выбранит или скажет ласковое слово.

Говорит домовой очень редко. Если он гладит мохнатой рукой - к богатству, теплой - к добру, холодной или шершавой, как щетка - к худу. Иногда домовой просто толкает ночью, будит, если хочет уведомить о чем-либо хозяина, и на вопрос «что доброго?» оповещает теми же знаками, добро или худо. Случается слышать, как люди хвалятся, что домовой погладил их такой мягкой ручкой, как собольим мехом. Он вообще не злой человек, а больше причудливый проказник: кого полюбит, или чей дом полюбит, тому служит, словно в кабалу к нему пошел, а уж кого невзлюбит, так выживет и, чего доброго, со свету сживет.

Услуга его бывает такая, что он чистит, метет, скребет и прибирает по ночам в доме, где что случится. Особенно он охоч до лошадей: чистит их скребницей, гладит, холит, заплетает гривы и хвосты, подстригает уши и щетки; иногда он сядет ночью на коня и задает конец, другой по селу. Случается, что кучер или стремянный сердятся на домового, когда барин бранит их за то, что лошадь ездой или побежкой испорчена. Они уверяют тогда, что домовой наездил так лошадь и не хуже цыгана сбил рысь на иноходь или в три ноги. Если же лошадь ему не полюбится, то он обижает ее: не дает есть, ухватит за уши, да и мотает голову; лошадь бьется всю ночь, топчет и храпит.

Если домовой сядет на лошадь, которую не любит, то приведет ее к утру всю в мыле, и вскоре лошадь начнёт терять вес. Это означает, что лошадь пришлась не по двору, и ее непременно нужно продать. Если же домовой очень осерчает, то либо протащит ее бедную в подворотню, вертит и мотает в стойле, забьет под ясли, даже иногда закинет в ясли кверху ногами. Нередко он ставит лошадь в стойло занузданную, и иному барину самому удавалось это видеть, если рано пойдет на конюшню.

Ясно, что все поверья эти принадлежат именно к числу мошеннических и служат в пользу кучеров. Так, например, кучер требовал однажды от барина, чтобы непременно обменять лошадь на другую, у знакомого барышника, уверяя, что эту лошадь держать нельзя, ее домовой невзлюбил и изведет. Когда же барин, несмотря на все явные доводы и попытки кучера, не согласился, а кучеру не хотелось потерять обещанные деньги, то лошадь действительно, наконец, взбесилась вовсе и околела. На самом деле кучер насыпал ей несколько дробинок в ухо, а так как у лошади ушной проход устроен таким образом, что дробь эта не может высыпаться обратно, то бедное животное и должно было пасть жертвою злобы мнимого домового. Домовой любит особенно вороных и серых лошадей, а чаще всего обижает соловых и буланых.

В иных местах никто не произнесет имени домового, и от этого обычая не поминать или не называть того, чего боишься (как, например, лихорадку), домовой получил столько иносказательных кличек, в том числе почетное звание дедушки. В некоторых местах дают ему свойство оборотня и говорят, что он катится иногда комом снега, клочком сена, или бежит собакой.

Для робких домовой бывает всюду, когда ночью что-нибудь скрипнет или стукнет, потому что домовой, как все духи, видения и привидения, ходит только в ночи, и особенно перед светом. Однако домовой не стесняется первого крика петуха, как большая часть прочих духов и видений. Для недогадливых и невежд, домовой служит объяснением разных непонятных явлений, оканчивая неприятные опросы и толки. А сколько раз плуты пользовались и будут пользоваться покровительством домового! Кучера под его именем катаются всю ночь напролет и загоняют лошадей, воруют и продают овес, уверяя, что домовой загнал лошадь или не дает ей есть. Чтобы выжить постояльца или соседа, плутоватый хозяин не раз ночи напролет возится на чердаке в сенях и конюшне и иногда достигает своей цели.

Нередко и случайные обстоятельства поддерживают суеверие о домовом. Во время последней польской войны, русский эскадрон стоял в известном замке, в Пулаве, и домовой стал выживать незваных постояльцев. На протяжении всей ночи в замке, особенно в комнате, занятой офицерами, поднимался такой страшный стук, что нельзя было уснуть. Между тем, самые тщательные разыскания ничего не дали, нельзя было даже точно определить, где, в каком углу или месте домовой возится, хотя стук был слышен каждому. Плутоватый кастелян пожимал плечами и уверял, что это всегда бывает в отсутствие хозяина, которого домовой любит и уважает, и при нем ведет себя благочинно. Случайно открылось, что домовой иногда и без хозяина успокаивался, и что это случалось именно тогда, когда лошади не ночевали на конюшне. Сделали несколько опытов, и дело объяснилось. Конюшня была через двор, однако же, в одной из комнат замка находилась какая-то акустическая точка, относительно этой конюшни, и топот лошадей раздавался в ней так звучно, что казалось, будто стук этот выходит из подполья или из стен. Открытие это кастеляну было очень не по вкусу.

В народе есть поверье о том, как и где домового можно увидеть своими глазами, если непременно захотеть. Нужно сделать такую свечу, которой бы хватило на то, чтобы с ней простоять в страстную пятницу у страстей, а в субботу и в воскресенье у заутрени. Тогда между заутрени и обедни, в светлое воскресенье, зажечь свечу эту и идти с ней домой, прямо в хлев или коровник: там увидишь дедушку, который сидит, притаившись в углу, и не смеет тронуться с места. Тут можно с ним и поговорить.

Даль

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET