Создатели

Период московский, или царский, отличается от княжеского совершенно иным соотношением элементов, образующих государство. Вместо многочисленных государств теперь возникают два - Московское и Литовское, мало-помалу поглотившие территории прежних княжеств. В среде юридически однородного свободного населения зарождаются сословия. Вместо слабой государственной власти появляется все более усиливающаяся единоличная власть государей. Эти перемены происходили медленно, в течение полутора столетий, вследствие сложных причин - особых условий политического быта на севере, боярских влияний, влияния низших классов населения, монгольского ига, влияния духовенства, византийских влияний, личных качеств государей и прочее.

Каждая из этих причин оценивается разными историками весьма различно: Источники права остаются те же, но изменяется соотношение между ними. Обычай продолжает играть творческую роль, но получает и иное значение. "Старина" имеет огромный авторитет и в глазах московских государей: они не решаются открыто ее нарушить, но постепенно ее изменяют. Признание авторитета старины обнаруживается в приемах преобразовательной деятельности: государи вводят новшества не общими указами, а постепенно, в отдельных случаях, пока практика не подготовит почвы для общего указа.

Нередко новое право, создаваемое практикой, и совсем не находит отражения в указах. Договор в области внутренних государственных отношений не играет прежней роли и теряет всякое значение в этой сфере с уничтожением свободы службы. Все большее значение в качестве творческой силы права приобретает воля государей. Грамоты их делят на жалованные и уставные. Первыми даруются отдельным лицам и учреждениям имущества или права и привилегии судебные и финансовые или обеспечивается применение той или иной нормы (грамоты заповедные и правые). Вторыми вводятся правила в сфере управления; таковы уставные грамоты наместнического управления, губные и земские.

Кроме этих двух групп, существуют еще указные грамоты, адресованные на имя разных должностных лиц и содержащие в себе распоряжения правительства по отдельным вопросам. С объединением Московской Руси издается и первый официальный сборник — Судебник 1497 года. Как и Судебник 1550 года, он является преимущественно собранием процессуальных норм, с немногими лишь статьями материального права и по содержанию беднее не только Псковской грамоты, но и Русской Правды, из которых он заимствует немногие нормы, нередко с искажением их смысла. Главным источником его являются грамоты наместничьего управления. Второй Судебник является исправлением и значительным дополнением первого. В нем предусмотрен и порядок дальнейшего развития законодательства: по всем вопросам, не разрешенным в Судебнике, установлен доклад государю и всем боярам, решения которых должны приписываться к Судебнику.

В 1649 году было издано Соборное Уложение, для рассмотрения и утверждения которого был созван земской собор, некоторые члены которого принимали участие и в деятельности комиссии. Источники, которыми должна была пользоваться комиссия, были правила святых апостолов и святых отцов, градские законы греческих царей, прежние государевы указы и боярские приговоры, сличенные со старыми судебниками; новые же правила, не предусмотренные старыми указами, велено составить по "общему совету".

Существенная перемена в положении высших классов населения произошла в XVI веке, когда возникла обязательная служба взамен прежней вольной. Гарантией свободы службы, то есть свободы приказа на службу и отказа от нее, было право отъезда, признававшееся за каждым вольным слугой в многочисленных междукняжеских договорах до смерти Василия III. Оно не было прямо отменено указом, но уже с XIV века часто нарушается в отдельных случаях: за отъезд наказывают конфискацией вотчин, заключением и даже смертью. Дворовые люди, или дворяне, при уходе со службы (если они были лично свободны) лишались земель, которыми они наделялись под условием службы. Выгоды придворной службы привлекают к ряды дворовых слуг сначала детей боярских, потом и их отцов. Со второй половины XV века в распоряжении правительства оказалось такое количество слуг, что всем им при дворе не нашлось места.

Провинциальное дворянство образует главную военную силу. Для приведения ее в известность городовым дворянам по каждому городу ведутся с XVI века списки (десятни), в которых обозначаются сведения о служебной годности каждого дворянина, о размерах его поместного оклада и жалованья, а также данные о поверстании в отвод или в припуск поспевших в службу новиков. При этом со второй половины XVI века принимаются меры, чтобы в службу верстались лишь дети служилых отцов, соответственно их отечеству и службе.

Местничество соответствовало наследственности должностей и определяло для каждого служилого человека унаследованную от отцов служилую честь, что называлось отечеством. Соответственно этой чести каждый занимал определенное положение в ряду других. Для измерения чести существовал двоякий счет: по родословцу - для определения положения каждого члена фамилии в ряду его родичей и по разрядам - для измерения служебных отношений чужеродцев на основании отдельных случаев назначений на службу, записанных в разрядных книгах. Служебное положение, раз занятое предком, переходило к его потомкам.

В противоположность служилым людям все прочее свободное население, кроме духовенства, образовало массу тяглых людей. По различию тягла население разделялось на посадских и уездных людей, или крестьян. Посадские люди — торгово-промышленное население, проживавшее на посадах, которые возникали большей частью около городов, хотя и были посады вне городов, а также и города без посадов. Особый характер занятий и имущества торгово-промышленных классов уже в половине XV века вызвал меры к иным приемам исчисления причитающего с них тягла. К сохе — окладной единице земледельческого населения — были приравнены: лавка, невод, кузница, чан кожевенный и прочее. Позднее в соху на посаде кладется определенное количество дворов.

Уездные люди, или крестьяне, составляют вторую группу тяглого населения, разбиваясь на несколько разрядов. Смотря по тому, на какой земле поселялся крестьянин, различались крестьяне владельческие (вотчинниковы, помещичьи и монастырские), дворцовые и черных тяглых волостей. В XIV и XV века они пользовались полной свободой передвижения. Князья запрещают землевладельцам перезывать из своих владений тяглых, вытных людей: это значит, что они не решаются запретить переход непосредственно, так как от князя, запретившего переход, все крестьяне ушли бы в другое княжение.

Закрепощение старожильцев объяснить труднее: вероятно, оно возникло на почве крестьянской задолженности, так как должник фактически лишен был возможности воспользоваться правом перехода. Так постепенно подготовлялась почва для указа 1597 года, установившего пятилетнюю давность для исков о беглых крестьянах. От конца XVI века сохранились сделки на крестьян с землей и без земли: так далеко зашло уже в то время фактическое закрепощение крестьян. В первой половине XVII века крепостное право развивается дальше на началах, ранее заложенных.

Институт холопства продолжает существовать и в московском праве, но смягчается в своих юридических признаках и сокращается в объеме: некоторые источники возникновения холопства оказываются менее обильными (плен), а другие совсем закрываются (несостоятельность влечет выдачу должника головой до искупа; самопродажа в Уложении не упоминается, хотя известна Судебнику 2). В XVII в. полное холопство совершенно заслоняется новым видом холопства — кабальным. Упоминаемые с конца XV в. кабальные люди — сначала только должники, взамен уплаты процентов (за рост) работающие во дворе кредитора до уплаты долга. Юридически отношение прекращается уплатой долга. Но фактически освободиться "из кабалы" было почти невозможно; только милость кредитора могла прекратить зависимость.

Из трех элементов власти власть князя получает преимущественное развитие. Причины ее возрастания многообразны; соотношение между ними еще не установлено. Отношение князя к его наследственной территории определяется, прежде всего, термином "вотчина", отчего и политический быт XIII и XIV веков нередко называется вотчинным.

Характерным его признаком является слитие частного права с публичным: княжение является как бы следственной собственностью князя, которую он завещает сыновьям, женам и родственникам. По отношению к свободным князь — господин, по отношению к несвободным — государь. Понятия о подданстве не существует. Князь — больше хозяин, чем государь в смысле представителя государственной власти. На этой почве выросло Московское царство. Рост власти князя идет параллельно расширению его владений. Новая теория власти создавалась главным образом усилиям духовенства, воспитанного на византийских государственных образцах. Великие князья титулуются государями, царями и самодержцами. Последний предикат обозначал сначала внешнюю политическую независимость представителя власти, но затем самодержавие понимается в смысле полноты и неограниченности власти в сфере внутренних отношений.

Боярская дума является продолжением думы княжеской. Соответственно изменившемуся составу служилых людей, теперь в думу входят чиновные люди, которым сказано боярство введенное, или окольничество, или дети боярские, которым велено "жить в думе" и которые позднее стали называться думными дворянами. Самостоятельного ведомства дума не имеет и самостоятельной роли не играет; она всегда действует или вместе с государем, или по его почину и уполномочию.

Земский собор представляет собой демократический элемент в составе верховной власти, как дума — элемент аристократический. Через посредство земского собора народ принимает участие в государственном правлении, но не непосредственно, как в вечах, а через представителей, естественных или выборных. Сначала на соборы созываются органы духовной и светской администрации, столичное дворянство и купечество. Это было представительство не по доверию избирателей, а по созыву правительства. Лишь на избирательном соборе 1598 года впервые появляется выборный элемент, развившийся и упрочившийся в эпоху смуты, когда земский собор приобрел решающее значение и политический авторитет. Такой путь развития объясняет и двоякий тип земских соборов: одни созывались для постановки решения, другие только для подачи мнений.

Возрастающий объем территории и новые задачи управления вызывают более сложную систему правительственной организации. В Московском государстве впервые появляется разделение органов управления на центральные и местные; в связи с этим возникают инстанции. Центральные учреждения — приказы — носят на себе следы происхождения из личных поручений для заведования каждым вновь обозначившимся кругом дел. Возникновение их во время значительного господства вотчинных интересов в управлении объясняет заметное преобладание сначала приказов придворно-хозяйственных, из которых и рядом с которыми возникают постепенно чисто государственные приказы. Открываемые по мере практических потребностей приказы отличаются большим непостоянством и спутанностью ведомств. Компетенция их определяется отчасти началом областным, отчасти сословным, отчасти родом дел, причем ни одно начало не проведено во всей полноте. Организация приказов также была не одинакова: то приказами управляют отдельные лица, по именам которых приказы и называются; то они находятся в ведении целого присутствия из 3-6 лиц, решающих дела по принципу единогласия.

Местное управление пережило ряд существенно различных организаций. Первым типом является система кормлений. Преемники посадников — наместники и волостели — ведают городами и волостями в виде пожалований за службу или за выезд. Они получают с населения корм по уставной грамоте, судят, взимая в свою пользу пошлины. Суд — их главная обязанность, соответствующая обязанности населения "даваться под суд" кормленщиков; исключение составляли только имения крупных вотчинников, получивших по жалованными грамотам право иммунитета.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET