Создатели

В 19 веке колокололитейным делом в России было занято 25 заводов. На Западе лучшими колокольными заводами славились Голландия и Бреславль. В России - это заводы Москвы, Ярославля, Воронежа, Валдая, Костромы и Енисейска.

Московские колокола известны чистотой и силой звука. По форме, колокола бывают трех главных типов: русского, западноевропейского и китайского. Самая главная и общеупотребительная форма русского колокола следующая. Поперечник основания (или диаметр отверстия) равен высоте колокола с ушами. Они составляют, в свою очередь, седьмую часть высоты колокола и изготавливаются в зависимости от величины его. В ушах есть два или четыре отверстия.

Поперечник верхнего пояса, при начале надписей или украшений, составляет около двух третей поперечника в краях. В западноевропейских колоколах поперечник сравнительно больше, чем в наших., Высота же их меньше, около 7/8 основания колокола. Резкое отличие западных колоколов – уши. Их отливают в виде кольца для удобного раскачивания колокола. Звук колоколов резкий и сильный, но короткий. У русских колоколов звук не резкий, а продолжительный.

Форма китайских колоколов, схожих отчасти с индийскими и японскими, отличается большой сжатостью снизу. Поперечник основания немного больше поперечника верхнего пояса. Другое отличие китайских колоколов — это полукруглые или острые городки, украшающие их края. Китайские колокола некрасивы, звук их глух и непродолжителен.

Замечательные колокола России. Уже исстари Россия славилась своими колоколами. До Петра в одной Москве колоколов очень много. Зимой 1700 года мастера отлили 100 больших и 143 малых пушек, а также 12 мортир и 13 гаубиц. Колокола свыше 1000 пудов (1 пуд = 16 килограммам) находятся при многих монастырях. Древнейший и огромнейший колокол в Москве. "Царь Колокол", звенел несколько раз, начиная с XVI века. Весил он 12327 пудов. При Елизавете Петровне, в 1760 году, был отлит колокол в 3351 пуд. Он разбился в 1812 г. Взамен был отлит новый в 4000 пудов - большой успенский колокол. Такого же веса колокол имеется в Троице-Сергиевой лавре. Он отлит в 1748 году. Два колокола замечательны по своему певучему звону: Саввино-Сторожевский в Звенигороде и Симоновский в Москве. Оба они отлиты в XVII веке.

Совершенно особо от всех русских колоколов стоят знаменитые ростовские звоны: сысоевский, акимовский, егорьевский и два будничных. Они известны всей России и упоминаются во многих исторических и археологических памятниках. Всего колоколов в ростовской соборной церкви 13. 9 из них именные: "Сысой" и "Полиелейный". Оба весом в 2000 пудов.

Второе место по богатству колоколов занимала Англия, где звонить в колокол — это любимое народное увеселение. В Англии были даже общества любителей колоколов и общества звонарей. Вследствие исчезновения монастырей, число колоколов в стране стало уменьшаться. Известные по всей Англии колокола - это "Большой Том" в Оксфорде, весит 425 пудов, и "Великий Петр" в Йоркском соборе  весит 602 пуда.

Во Франции самый старинный и большой колокол - "Бурдон", в соборе Парижской Богоматери. Он весит 800 пудов. В Италии в Риме есть хорошие колокола. В соборе святого Петра есть колокол весом 835 пудов. На Капитолии есть колокол в 534 пуда весом. В Германии сохранились колокола из древности. Самый древний колокол 1144 года весит в Иггенсбахе, в Нижней Баварии. Есть в Германии 2 колокола  XIII века, 6 колоколов XIV века и 8 колоколов XV века. Самый большой колокол висит в кельнском соборе. Его вес 1600 пудов. В Австрии известен своими размерами колокол на башне церкви святого Стефана в Вене. Его вес составляет 989 пудов. В Швеции, в Упсале, есть оригинальные по материалу колокола из стекла, издающие превосходный звук. В средневековых легендах Западной Европы рассказы о колоколах занимают немалое место. Звон колоколов является в них молящим, радостным, гневным.

 Колокола любят свои места, неохотно покидают церковь, именем покровителя которой они освящены. Иногда звонят сами без участия людей, что обыкновенно считалось предвестием бедствия.

Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издает только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе. Для колоколов малых размеров в скрипичном ключе. Колокола средних размеров, звучат октавой выше написанных нот.

Применение колоколов низкого строя невозможно, вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до в первой октаве потребовался бы колокол весом в 2862 кг. А для звука на октаву ниже нужен был бы колокол церкви святого Павла в Лондоне, весом в 22900 кг. О колоколах со звуком еще ниже и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола в 31000 килограммов, московского в 70500 килограммов или Царь Колокола в 350800 килограммов.

В 4-м акте оперы "Гугеноты" Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа в 1-й октаве и до во 2-й. Колокола применяются в оркестрах симфоническом и оперном ради особых эффектов, связанных с сюжетом.

Набор колоколов, настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами. Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится во взаимодействии с механизмом башенных часов. Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии, Нидерландах. Самыми известными являются московские куранты на Спасской башне Кремля. При Петре Великом на колокольнях церкви святого Исаакия и в Петропавловской крепости были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты существуют доныне. Куранты находятся также в Андреевском соборе в Кронштадте. На ростовской соборной колокольне настроенные куранты существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы III.

В 19 веке на строй курантов обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев. Он построил акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел. Прибор этот состоял из набора 56 камертонов. Гармонически настроенные куранты протоиерея Израилева находились на колокольне Аничковского дворца, Казанского собора в Петербурге, в дворцовой церкви в Орианде, в Киеве и в Нижнем Новгороде.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET