| |
Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы. Кроме того, орнамент неизменно придавал вещам нарядный и праздничный вид. Орнаментом украшалась не только одежда и полотенца, замысловатый резной узор покрывал деревянные наличники и ставни окон, косяки дверей, веретена, прялки, шкатулки, лавки и сундуки. Орнамент неизменно присутствовал в древнерусских рукописных книгах. Для каждого народа характерны собственные мотивы и сюжеты в орнаментах, и русский народ не исключение. После принятия христианства в конце 10 века на Руси стала распространяться византийская культура, которая отразилась, в первую очередь, на архитектуре, языке и орнаменте. Даже само слово «орнамент» латинского происхождения и переводится как «украшение». С 12 века в древнерусский орнамент стали проникать элементы, характерные для итальянских, персидских, индийских, а во время татаро-монгольского нашествия и монгольских орнаментов. Смешение всех этих стилей в 16-17 веках породило особенный, характерный только для русского народа орнаментальный стиль. В нем присутствуют как геометрические формы, так и разнообразные растительные узоры, изображения животных, существующих и мифических, фантазийные узоры из переплетающихся лент, веток, листьев, вьющихся растений, образующих, несмотря на всю свою запутанность, различные фигуры животных, птиц и людей. В разные века для украшения различных предметов (будь то одежда или рукописная книга, шкатулка или полотенце) использовались различные орнаментальные мотивы, некоторые из них были характерны только для своего времени, другие сохранились с древнейших времен до наших дней. С давних времен вышивка украшала одежду славян. Ее обычно помещали в тех местах, которые граничили с открытым телом (воротник, подол, рукава, плечи), потому что славяне верили, что в этих местах нечистая сила может проникнуть в человека, а вышитые узоры представляли собой магические знаки, которые оберегали его от всего дурного. Орнамент обычно состоит из отдельных мотивов, которые многократно повторяются по всей площади вышивки, а иногда из нескольких мотивов, чередующихся друг с другом. Отдельным мотивом может быть цветок, дерево, животное или любое другое изображение. Кроме основного мотива, в орнамент могут входить различные геометрические фигуры, линии, завитки, которые как бы связывают отдельные мотивы между собой, создавая цельный рисунок. |
Для древнерусского орнамента на ткани наиболее характерны:
По древнерусским рукописным книгам также можно проследить историю орнамента на Руси. Первые рукописные книги были, конечно, религиозного содержания. Орнаменты в них украшали заставки к каждой главе и инициалы (первые буквы глав и псалмов). В 9-11 веках переписчики книг копировали византийские орнаменты и рисунки, для которых была характерна простая черная рамка вокруг заглавия, а инициалы представляли собой замысловатый красочный узор. В богатых книгах для оформления инициалов использовались различные краски, в том числе золотые, а в более простых рукописях – только красная (киноварь). С 12 века в книжном орнаменте появляются новые мотивы – грифоны, драконы и другие мифические чудовища, переплетенные ветвями, ремнями, запутавшиеся в своих хвостах и шеях до такой степени, что ничего невозможно разобрать. Художники помещали их в ту же четырехугольную черную заставку. Инициалы также изображались в виде скорченных чудовищ, а иногда в виде человеческих фигур в различных позах, которые, однако, тоже были запутаны в ветвях. Раскрашивали такие заставки чаще всего двумя красками: синей и красной, желтой и красной, зеленой и красной, желтой и зеленой. Золото и серебро практически не использовались. Чудовищный орнамент постепенно совсем исчез из книг к 16 веку. В новых заставках появляются геометрические формы, цветочные узоры. Гирлянды из цветов и веток иногда помещали не только на заставках, но и с правой стороны от текста. В это же время появляются первые печатные книги. В 16-17 веках орнаменты в печатных книгах преимущественно цветочные, плодово-ягодные с крупными листьями и стеблями. По правой стороне страницы помещали так называемый «бордюр» из повторяющихся цветочных мотивов. Инициалы старались сделать в том же стиле, что и рисунок на заставке.
Орнамент всегда был неотделим от предмета, который он украшал, но и самостоятельно часто являлся настоящим произведением искусства. В древнерусском орнаменте слились воедино языческие традиции и верования с христианской религией, причем художественные элементы этих двух, казалось бы, несовместимых культур прекрасно уживались друг с другом и сохранились в орнаменте до начала 20 века, когда в глухих деревеньках еще жили бабушки, помнившие, что означает тот или иной мотив или сюжет. |