| |
Слово «хохлома» достаточно хорошо известно не только в России, но и за её пределами. Так называют расписанную особым образом посуду, а иногда даже мебель. В хохломской росписи используются яркие золотистые краски, а фон обычно красный или чёрный. Иногда, наоборот, золотистым делают фон, на котором красной, зелёной и чёрной краской изображают рисунок. Своё название этот вид народного творчества получил от названия села, из которого изделия поставлялись на крупнейшие ярмарки. Родиной же искусства является Заволжье. С давних пор мастера, жившие по берегам рек Керженец и Узола, славились своим искусством изготовления деревянных изделий и резьбы по дереву – ведь его в этом лесном краю было предостаточно. В качестве рабочего материала мастера использовали в основном осину и липу. Срубленное дерево обтёсывали топорами, после чего распиливали на небольшие чурбаки, которые назывались баклушами. Далее баклуши выдалбливали теслом – именно отсюда пошло выражение «бить баклуши» и обрабатывали ножом. Такой ограниченный набор инструментов, естественно, отражался и на качестве изделия: оно часто было неровным и не совсем правильной формы. Одно изделие не походило на другое и у каждого мастера имело свои особенности. Иногда посуду вытачивали на примитивном токарном станке. Они были ручными, водяными, а в некоторых случаях даже использовали лошадиную силу. Такие изделия отличались более высоким качеством и имели ровную поверхность. В отличие от изготовленных вручную все изделия были в точности похожи друг на друга. Выточенные изделия называли бельём. После того, как изделие было выточено и отшлифовано, к работе приступали художники. Не смотря на то, что все изделия хохломы сделаны из дерева, по внешнему виду догадаться об этом невозможно. Лишь когда берёшь такое произведение искусства в руки, по его весу становится ясно, что это не металл и не керамика. В окраске обычно присутствовал золотистый цвет, но это было, конечно, не настоящее золото. Для создания искусственного золота мастера использовали олифу – варёное льняное масло. Ею покрывали олово, в результате чего получался довольно яркий золотистый цвет, а затрат такое оформление требовало существенно меньше, нежели отделка настоящим золотом и серебром. В наше время мастера также не используют золото, но технология получения золотистого цвета несколько изменилась. На поверхность заготовки наносят имеющий серебристый цвет алюминиевый порошок, затем изделие покрывают лаком и помещают в печь. В результате лак под действием температуры темнеет и приобретает золотистый цвет. |
Росписи также предшествует специальная подготовка изделия. Отшлифованное изделие сначала мажут льняным маслом, а потом грунтуют, используя специальный состав – вапу. В состав вапы входит глина, и поэтому она имеет красно-коричневый цвет. На этой стадии изделие напоминает глиняное. После этого изделие сушат в печи и ещё раз шлифуют, а затем обмазывают олифой. На такой поверхности хорошо держится алюминиевый порошок, который в дальнейшем описанным выше способом приобретёт золотой цвет. Теперь же изделие становится похожим на серебряное. После этого художники приступают непосредственно к нанесению рисунка. Для этого они используют тончайшие беличьи кисти. Часто кисти изготавливаются самими художниками. Процесс нанесения рисунка довольно трудоёмкий и длительный. После того, как рисунок, наконец, выполнен, изделие покрывают несколькими слоями лака и закаливают в печи при температуре 160-180 градусов. На рисунках, которые делают художники на своих изделиях, обычно изображают листья и ягоды – малину, смородину, рябину. Часто на поверхности хохломской чашки или ковша можно увидеть цветок или ветку хвойного или плодового дерева. Обычно изделия хохломы хоть чем-то, да отличаются друг от друга, но в то же время имеют особый уникальный стиль, который невозможно спутать ни с чем другим. Принято различать два приёма росписи хохломы. Это так называемые «верховая» роспись и роспись «под фон». Первый прием заключается в нанесении мазков по золотому фону. Обычно рисунок наносят тонким слоем, и просвечивающий через него золотистый фон добавляет изделию яркости. Роспись «под фон» - это золотой орнамент, выполняемый на чёрном, либо цветном фоне. При этом художник сначала обрисовывает контуры будущего изображения, а потом штрихами прорисовывает детали. В хохломской росписи даже различают определённые орнаменты. Главный из них, конечно же, растительный, в котором и изображают различные листья, траву и ягоды. Так, например, одним из самых распространённых и старинных видов растительного орнамента является «травка». Не трудно догадаться, что изображается на таких изделиях – собственно трава, былинки которой обычно собираются в небольшой кустик. Однако обнаружить траву, в точности соответствующую настоящей, на изделии вряд ли удастся – художник и не ставит перед собой такую цель. Он лишь использует её основные признаки. Пишут «травку» также не зелёным, а красным и чёрным цветами. Обычно «травка» - это лишь один из элементов общего рисунка изделия. Наравне с ним используются и другие. Художник запросто может добавить в рисунок не только ягоды и цветы, но и даже птиц или рыб. Как и в любом виде творчества, фантазия мастера безгранична, а умения и опыта у него обычно хватает для изображения довольно сложных элементов. Изначально хохломские изделия использовались в быту, но со временем деревянную посуду вытеснила керамика, а позже металл и пластик. Сейчас мало, кто использует по назначению хохломские чашки, ковши или ложки. Теперь эти изделия по праву считаются украшениями и произведениями искусства. Это всегда желанный сувенир не только для туристов, но и для жителей нашей страны. Яркие краски, разнообразные узоры и великолепные рисунки хохломы просто не могут не вызывать восхищения. Именно поэтому хохлома является одним из символов русского народного творчества и России в целом. В настоящее время на родине хохломы в сёлах Семино, Новопокровское, Кулигино и других создано несколько цехов по производству хохломских изделий. Изделия фабрики «Хохломской художник» по достоинству оценивают не только на российских, но и на зарубежных выставках и конкурсах. Редко с таких форумов представители хохломского искусства возвращаются без наград высшей пробы. Находится этот центр хохломы в настоящее время в Ковернинском районе Нижегородской области. Ещё одно производство располагается в той же области в селе Семеново. Там ещё в 1918 году была образована школа художественной обработки дерева. Молодёжь обучалась у опытных мастеров, и вскоре была организована артель, а в последствии фабрика под названием «Хохломская роспись». Уникальность хохломских изделий заключается в том, что художникам удается, не теряя уже давно знакомого всем стиля, постоянно создавать что-то новое и необычное. Сейчас, кроме посуды, мастера изготавливают различные расписные коробочки и шкатулки, настенные тарелки и панно, и даже мебель. Изделия хохломских мастеров необычайно популярны и в наше время, как в России, так и за её пределами. |