| |
Святками на Руси называли время от Сочельника – ночь перед Рождеством Христовым с 24-го на 25-е декабря (с 6-го на 7-е января по новому стилю) и до Крещения Господня 6 января (по новому стилю 19-го января). Празднование святок у христиан было принято достаточно давно – в VI веке нашей эры, в то время, когда на Руси ещё процветало язычество. Языческие обряды и традиции, соединившись с традициями православия, и дали славянам этот праздник. Православной церковью в этот период лишь запрещались различные виды работ (особенно в вечернее время), а верующим предписывалось прославлять Спасителя. Церковь всегда была против различных шумных празднеств и гаданий, которые устраивали в этот период, но так и не смогла ничего сделать – древние языческие традиции сломать оказалось очень сложно. Начинаются святки, как уже говорилось, в Сочельник – канун великого и любимого всеми христианами праздника Рождества. Этому событию предшествует многодневный пост, в течение которого запрещается употреблять в пищу некоторые продукты. И только с появлением на небе первой звезды в сочельник пост завершался. Обычно первым блюдом, которое в этот день ели христиане, было так называемое сочиво – пшеничная или рисовая каша с мёдом. Именно так и появилось название Сочельник. По народным поверьям, в эту ночь на земле борются две силы: добро созывает людей прославлять Христа за праздничным столом в кругу семьи, а зло собирает всю нечистую силу на шабаш. С праздником связывали различные приметы: хорошим признаком считался шедший в ночь на Рождество снег – это означало, что год будет урожайным. Мороз на Сочельник также был хорошей приметой и символизировал крепость и лад в семье. Несмотря на все препятствия церкви, святки на Руси всегда были самым любимым и весёлым праздником наряду с Масленицей. В этот праздник у славян слились языческие традиции, в которых в этот период было принято почитать души ушедших в иной мир предков, и христианские – по которым праздновали рождение Христа. Поэтому в первые дни святок всё же отдавали дань предкам, а также больным, беднякам и заключённым. В эти дни принято было носить угощения к острогам (так в старину называли места заключения) и в бедные семьи. За праздничным столом обычно ставили лишние приборы – по количеству родственников, умерших в прошедшем году. |
Также в этот период принято было почитать и благодарить живых родителей. После того, как все почести предкам и другим нуждающимся были отданы, начиналось всеобщее веселье. Молодёжь собиралась в шумные компании, одевалась в вывернутые наизнанку тулупы, молодые люди мазали лица сажей или надевали маски, символизирующие различных зверей и нечистую силу, и отправлялась по селу колядовать. Коляда тоже была одной из древнейших языческих традиций в честь бога Коляды, который у славян был символом праздника, веселья и солнца. Корень -кол- в слове «коляда» означает круг, солнечный диск. Согласно древнему поверью, в это время рождался солнечный год, поэтому славяне зажигали особым ритуальным образом священный огонь, который горел в течение 12 дней, зажигали костры и даже скатывали с горы зажженное колесо, символизирующее солнце. Колядующие ходили по селу, стучались в дома и, напевая песни, предлагали хозяевам угостить их за такое представление. Последние, конечно же, не отказывались – ведь столы на праздник после долгого поста накрывали достаточно богато. Так, походив по селу в обличии ряженых, колядующая молодёжь собирала много подарков. Именно отсюда пошла традиция различных новогодних маскарадов, на которых люди надевали различные маски. Древнейшие традиции колядования дошли и до наших дней. Более того: из сельской местности они перешли и в крупные города, и колядующих можно увидеть на пороге своей квартиры, особенно в канун Рождества и Старого Нового года. Также на святки были широко распространены всевозможные гадания. Обычно для этого выбирали места, в которых, по поверьям язычников, обитала нечистая сила: заброшенные старые дома, подвалы, чердаки, бани и кладбища. Перед этим с себя снимали кресты и развязывали узелки на одежде (считалось, что они отпугивали нечистую силу и защищали от сглаза и порчи). Связано это ещё и с тем, что церковью обряды гадания никогда не приветствовались и считались происками сатаны. Чтобы нечистый не мог совсем овладеть душами гадающих, вокруг себя очерчивали круг, а на голову надевали своеобразный шлем – глиняный горшок. Гадали на Руси обо всём: о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о будущем урожае и суженом. Способов гадания также было огромное количество. Как правило, в разной местности они несколько отличались. Кто гадал по воску свечи, выливаемому в воду, кто по различным травам и цветам, а кто и по звукам. Так, например, собачий лай указывал, с какой стороны будет жених, а вой и удары топора символизировали беду и смерть. Услышанный топот конских копыт означал дальнюю дорогу. Также девушки гадали и о характере будущего мужа по поведению различных насекомых: муравьев пауков и тараканов. Довольно распространённым был обычай прятать в каше или пироге монетку или другую ценность. В зависимости от местных обычаев нашедшему этот предмет либо будет удача и счастье, либо скорая свадьба. Чтобы увидеть суженого во сне, девушка должна была умыться водой, принесённой из девяти разных колодцев, вплести в косу определённые травинки, подмести пол в обратном обычному направлении (от порога к углу) и обежать дом обнажённой. Были возможны и другие варианты: положить под подушку мужскую одежду, зерно, гребень, траву и т.д. Также во время святок были широко распространены другие обычаи, народные гуляния, ярмарки и балаганы. После продолжительного поста крестьяне веселились и пировали, как могли, катались на санях, строили снежные крепости и купались в проруби. Купание в проруби было принято на Крещение (в ночь с 18 на 19 января) – день, в который, по преданию, крестили Иисуса Христа. Крещение было последним днём святок. Специально для этого деревенские мастера проделывали на реках и озёрах прорубь в форме креста. Прорубь украшали осколками льда, различными лентами и деревянными узорами. Святки были широко распространены не только в России, но в других славянских странах. Больше всего за её пределами их, пожалуй, отмечали на Украине. Об обычаях и сказаниях, связанных с празднованием святок, в этой стране много и подробно писал Николай Васильевич Гоголь. В дни Святок языческие и христианские традиции переплелись настолько тесно, что в настоящее время русские почти не осознают возможности их разделения. |