Создатели

Одним из самых любимых праздников на Руси был день Ивана Купалы. Иногда его также называли Купальская ночь, или просто Купала. Этот праздник, как и большинство других народных имеет религиозное происхождение. Дело в том, что отмечается он в ночь на 7 июля – день рождения святого Иоанна Предтечи – в православии пророка, возвестившего людям о скором рождении Иисуса Христа. Поэтому этот праздник также иногда именуют Рождеством Иоанна Предтечи.

Прозвище Купала он получил потому, что именно он по легенде первым избрал метод очищения и покаяния путём омовения в воде. Отсюда в Христианстве и получил распространение обряд крещения, а Иоанн Предтеча был прозван «Крестителем», а в народе просто «купающим» - по-старинному Купала. После перехода с юлианского календаря на григорианский праздник стали отмечать именно в ночь с 6 на 7 июля, а до этого празднование приходилось на самую короткую ночь в году с 21 на 22 июня. У славян-язычников этот день считался своеобразным концом лета – ведь после него дни сокращались, а ночи становились длиннее.

Но не только день христианского святого праздновался на Руси в то время. Ещё до принятия Христианства существовал праздник бога плодородия Купало. В славянской языческой мифологии его описывали как молодого мужчину, ходившего в венке из жёлтых цветов (отсюда и пошла традиция бросать венки из различных трав в воду). По легенде, Купало в детстве был разлучён со своей родной сестрой, а позже брат и сестра, не знавшие о своих кровных узах, влюбились друг в друга и поженились. Закончилась эта история трагически – брат и сестра утопились. Так, соединившись с Христианским днём Иоанна Предтечи, и появился праздник с древними языческими традициями – Иван Купала. Неудивительно и то, что большинство традиций были связаны с водой и травами.

Так, например, девушки в эту ночь плели венки и бросали их в реку. Если венок тонул, это означало, что потенциальный жених разлюбил свою суженую и они скоро расстанутся. Иногда в венки ставили лучину и зажигали её, чем дольше продержится на воде венок и чем дальше он заплывёт, тем счастливее будет его обладательница.

С травами было связано и несколько других народных поверий. Так, например, считалось, что травы, собранные в этот день, имеют особые целебные свойства. Их собирали, сушили и хранили в течение всего года. Сорванный в ночь на Ивана Купалу цветок иван-да-марья, разложенный по углам избы, защищал её от воров. Поверье гласило, что, если вор приблизится к жилищу, цветы (фиолетовый и жёлтый цветки этого растения считались братом и сестрой) начнут говорить разными голосами, и вор подумает, что хозяева в избе. Трава чернобыльник, по преданию крестьян, отпугивает ведьм и другую нечистую силу. Чернобыльник не только раскладывали по дому, но и вплетали в волосы.

Девушки, кроме плетения венков, ещё гадали по травам: они собирали 12 сортов различных трав, но среди них обязательно должны были быть чертополох и папоротник. Их складывали под подушку и приговаривали: «Суженый мой ряженый, приходи в мой сад погулять!». В этом случае во сне должен был привидеться будущий супруг. Другой способ: ровно в полночь в темноте собирали несколько цветов и также клали под подушку, а утром смотрели, набралось ли их двенадцать. Если набралось – значит, в этом году можно надеяться на замужество.

В некоторых областях Руси из различных растений собирали веники и бросали их через голову. Девушки в зависимости от того, куда укажет веник, искали в той стороне своего суженого, а те, кто постарше, смотрели, каким концом к погосту (кладбищу) он упадёт. Если вершиной – бросающий вскоре умрёт, если же наоборот – в течение года бросающему ничего не грозит.

Ну а главным растением в эту ночь, конечно же, был папоротник. По народному поверью, распространённому в сельской местности и в наши дни, именно в эту ночь ровно в 12 часов папоротник расцветает всего на несколько мгновений. «Очевидцы», которым, якобы, удалось увидеть это чудо, рассказывают, что около полуночи из листьев появляется почка и ровно в полночь из неё распускается огненный цветок. Возможности счастливца, нашедшего и сумевшего, несмотря на все препятствия нечистой силы, сорвать цветущий папоротник будут безграничны. Он не только сможет увидеть все сокрытые в земле драгоценные клады, но и повелевать нечистой силой, и становиться невидимым, и открывать любые двери и замки. Но всё дело в том, что на самом деле папоротник не цветёт никогда. Рассказы о цветении папоротника остаются лишь красивыми преданиями.

Многие на Руси считали, что Иван Купала это праздник и для нечистой силы. Все ведьмы, колдуны, черти, лешие, оборотни и другая нечисть собирается в эту ночь на Лысой горе в Киеве и устраивает шабаш. Поэтому в ночь на Купалу (ночь заканчивается тогда, когда 3 раза прокричит первый петух на селе) нельзя спать, иначе нечистая сила может утащить спящего к себе. Нечисть может забрать и скот, оставленный без присмотра, особенно лошадей, чтобы доехать на них до Лысой горы. Поэтому, покидая жилище, двери хорошо запирали, а в доме и на пороге раскладывали отпугивающие нечисть травы (например, крапиву).

Купаться в эту ночь в некоторых селах тоже считали опасным: водяной не стерпит такого количества незваных гостей и в наказание может утащить к себе в подводное царство. В других местах, наоборот, купание на Ивана Купалу было основным обычаем. Кое-где парни даже набирали в вёдра воду погрязнее, а то и просто жидкую грязь, а потом бежали в село и старались облить грязью как можно больше народу, в основном, конечно, девушек. После этого вся шумная, мокрая и грязная компания отправлялась на реку мыться прямо в перепачканной одежде.

Некоторые сельские жители, кроме урожая, не забывали позаботиться и о скоте. Так, например, считалось, что если до рассвета пронести через своё стадо медвежью голову и зарыть её посередине двора, то скот в будущем минуют все болезни. Другие пытались добиться того же, собрав определённые травы и разложив их по двору или в помещении, где содержался скот.

Еще одной довольно распространенной традицией на Ивана Купалу были так называемые очищающие костры. Вокруг костров плясали, водили хороводы, а самые смелые и ловкие даже прыгали через них. Того, кому удавалось перепрыгнуть через костер, ожидали счастье и удача, а того, кто не смог перепрыгнуть, ожидали беды, болезни и несчастья. В кострах сжигали одежду больных, отгоняя таким образом болезни. По углям прогоняли скот, чтобы он был здоровым. Молодёжь на Ивана Купалу обычно гуляла до самого утра, устраивая различные игры и соревнования. Так, например, считалось, что тому, кто сможет за ночь пробежать через двенадцать огородов, весь год будет сопутствовать удача.

В общем, в каждой местности на Руси были свои обычаи и традиции праздника. Ото всех требовали их точного исполнения: лишь в случае неукоснительного соблюдения традиций жителей всеми жителями села их будет ждать счастье и богатый урожай. Кроме того, этот праздник был известен и у других славянских народов. Кое-где он, правда, имел другое название: в Литве – Ладо, в Польше – Соботки, а на Украине Купайло. Но везде без исключения праздник проходил шумно и весело, а на Руси долгое время оставался самым долгожданным и любимым. В наше время в сельской местности также по-прежнему отмечают этот праздник и даже выполняют некоторые обряды и традиции. Ну а самые терпеливые всё же пытаются отыскать цветок нецветущего папоротника и овладеть всеми богатствами земли.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET