| |
До 988 года на Русь была языческой. Люди были уверены, что параллельно с земным миром существовал еще один загробный, где находились души умерших. Существовало поверье, что души могли приходить на землю, бродить среди живых и творить зло. Живые боялись встречи с призраками, поэтому некоторые дни в году (по мнению язычников, существовали дни, когда покойники находились среди живых) были особенно страшными, поэтому они совершали обряды, чтобы задобрить духов. В другие дни живые совершали поминальные обряды. К погребению умерших люди относились более чем серьезно, ведь если сделать что-то неправильно – неминуемо случится страшное и злое. Наиболее яркие обряды были у северных славянских племен. Тела своих покойных родственников они сжигали. В определенных местах родственники сооружали огромный костер (назывался он «клада» или «крада»), наверху которого находилось тело покойного. Затем над телом совершали тризну. Тризной называется часть обряда похорон. Слово «тризна» имеет несколько значений, основное же – «бой», «схватка». Таким образом, погребальная тризна являлась некой игрой с театральным сражением, которая переходила в обрядовые танцы, пляски. Также устраивали игры и соревнования на силу, ловкость и скорость. Все это делали в честь умершего человека. По окончании тризны костер поджигали. В то время, пока пламя уничтожало тело покойного, все участники обряда оплакивали его. Когда угли костра остывали, несгоревшие останки собирались в специальные глиняные сосуды. Затем выбиралось место для захоронения. Как правило, это был холм или небольшая горка, недалеко от дороги. Сосуд закапывали в землю на вершине холма. савило, это был холм или небольшая горка, недалеко от дороги.. .ражением.то-то неправильно - неминуемо. У других славянских племен существовал другой способ погребения. Например, в южной части Руси, покойников закапывали в землю, не сжигая. Тела умерших клали в деревянный гроб и закапывали в могилу, но над могилой было принято возводить каменные или деревянные постройки в виде маленького дома или просто квадратный склеп. Такая постройка носила название «бдын». Считалось, что душа покойного будет находиться в этом доме. Некоторые люди строили целые дома и хижины для своих покойных родственников. С приходом христианства, такая традиция была запрещена церковью, но в некоторых селениях сохранялась еще очень долго. |
Еще одной интересной традицией было помещение в гроб с телом длинной веревки, веревочной лестницы или других приспособлений, с помощью которых можно взбираться на высоту. Язычники полагали, что после смерти душа должна подняться на высокую гору, где и будет находиться все время. Веревку клали, чтобы облегчить подъем. Иногда над могильным холмом резали лошадь, дабы душа не ходила пешком, а передвигалась верхом. Существовали и более страшные обряды. Например, иногда жена покойного добровольно шла на смерть в день похорон. Если тело сжигали на костре, то убитая горем супруга ложилась рядом с телом мужа и заживо сгорала. Если сожжения не было, то жену закапывали заживо в одном гробу с телом. Когда умирал богатый, знатный человек, то с ним обязательно хоронили одного из его слуг: мужчину или женщину. Поразительно, но часто слуги или служанки сами изъявляли желание быть похороненными рядом с хозяином. Племена, жившие на берегах морей или крупных рек, хоронили умерших совершенно другим способом. Данный обряд выполнялся над телом знатного и богатого человека. В силу своего географического положения, племена занимались рыболовством, мореходством, торговлей, переплывая на судах к своим соседям. Жизнь их зависела от кораблей. Поэтому хоронили знатных людей на их же кораблях. Судно вытаскивали на берег и устанавливали на специальном помосте. Тело покойника клали на приготовленную скамью, укрытую дорогой тканью. Тело одевали в расшитую золотом одежду. Вокруг скамьи клали пищу, оружие, убитых коней, овец, быков, золото, украшения. Погребение девушки или жены вместе со знатным человеком было обязательным. Когда корабль был полностью оснащен, его поджигали. На месте кострища на следующий день насыпали большой холм. Существует предположение, что в настоящее время православная церковь не желает совершать молебна над телом самоубийц именно потому, что жертвенное самоубийство восходит к языческим обрядам. Очень часто жены покойных сооружали виселицы и вешались рядом с телом мужа. Какое-то время этот обряд был обязательным для всех жен умерших. Повешение не было единственным способом самоубийства. Женщины топились в реках, резали себе лицо и руки ножом. Нередко, умершего мужчину, если у него не было жены, венчали прямо во время погребения. Эта традиция очень долго сохранялась у всех языческих славян. Обязательной для всех племен Руси была традиция устраивать пир после погребения или сожжения покойного. Как только смолкали последние плачи и рыдания, все, кто участвовал в обряде, перемещались за поминальные столы. Принято было вспоминать дела покойного, не ругать его, а только хвалить. Пили во время поминального пира очень много. Традиционными напитками были вино и медовые браги. Ровно через год после обряда похорон, родственники посещали могилу и вновь устраивали поминальный пир. В настоящее время в похоронном обряде сохранилось довольно много языческих действий. Конечно, тризну сейчас не справляют, да и на кострах не сжигают вместе с супругой, а хоронят в деревянных гробах по православным канонам. Тем не менее, в некоторых уголках России можно встретить отголоски былых времен. Например, обязательными до сих пор остаются поминки. После того как тело покойного вынесли из дома, кто-то из родных должен вымыть полы (чтобы душа покойного не вернулась) и приступить к приготовлению трапезы. После похорон все участники обряда должны собраться в доме за столом. Сейчас поминки устраивают спустя 9 дней после захоронения тела, затем через сорок дней (считается, что душа умершего покидает землю на сороковой день) и ровно через год (дальше ежегодно в день захоронения тела). До сих пор сохранилась традиция уничтожать веревки или полотенца, на которых несли гроб с телом и опускали его в могилу. Вещи умершего до истечения сорокового дня ни в коем случае нельзя отдавать кому-то, чтобы не тревожить душу, в противном случае душа обидится и останется на земле. Если покойный при жизни страдал плохим зрением и носил очки, то их кладут в гроб с телом. |