| |
Василий Васильевич Розанов (20.04.(02.05)1856 - 05.02.1919) - философ, публицист, литератор. Родился в Ветлуге, Костромской губернии, в семье коллежского секретаря. После смерти мужа мать Розанова перебралась с детьми в Кострому. Детские годы Розанова прошли в нищете. Спасением для мальчика стал переезд в Симбирск в 1870, где учителем в местной гимназии был его старший брат. В 1873 семья переезжает в Нижний Новгород. В нижегородской гимназии Розанов пережил период бурного увлечения позитивистскими и социалистическими идеями. В 1878 Розанов поступил на первый курс историко-филологического факультета Московского университета, где наибольшее впечатление на него произвели лекции В.И.Герье, М.М.Троицкого, Н.И.Стороженко и Ф.И.Буслаева. После окончания университета работал учителем истории и географии в брянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии, служил в центральном управлении государственного контроля. Неудовлетворенный схемой университетских дисциплин, лишенных цельности и последовательности, Розанов, в обширном труде "О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки, как цельного знания" дает план возможного понимания или познания мира, определенный изучением первоначального строения ума, которому соответствует строение мира. Все познаваемое распределено в понимании, содержится в его формах, но только еще закрытое, непознанное; понимание завершает деятельность разума и дает ему успокоение. |
Всестороннюю критику утилитаризма Розанов дал в статье: "Цель человеческой жизни", эстетические воззрения Розанова изложены в книге "Красота в природе и ее смысл", написанной по поводу взглядов В.С. Соловьева. Гораздо больше внимания Розанов посвятил философии истории, в связи с запросами и требованиями современности. Выступив на этом поприще со статьей: "Место христианства в истории", Розанов примкнул сначала к "Московским Ведомостям", затем обнаружил довольно определенную славянофильскую окраску в духе К. Н. Леонтьева и, наконец, выступил решительным противником некоторых основных идей догматики. Статьи Розанова о браке (1898 год) были поворотным пунктом в этом отношении. Много было сказано здесь такого, что повергало в неподдельное изумление как единомышленников, так и противников Pозанова (по его мнению, например, день Ходынской катастрофы есть, вместе с тем, и счастливый день русской истории). Нельзя не признать, однако, что встречающееся у Розанова своеобразное освещение исторических событий будит мысль неожиданными параллелями и взглядами. То же самое следует сказать и о статьях его педагогического содержания, собранных в книге: "Сумерки просвещения". Критикуя современный строй школы и воспитания, Розанов находит, что во всех борющихся системах воспитания нарушены три принципа образования. Принцип индивидуальности, требующий, чтобы как в образуемом, так и в образующем была сохранена индивидуальность. Принцип целости, требующий, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другими впечатлениями, пока оно не окончило своего взаимодействия с нею. Принцип единства, состоящий в требовании, чтобы образующие впечатления были все одного типа. В своих порой блестящих и всегда крайне парадоксальных критических статьях Розанов занимался почти исключительно Достоевским и Гоголем: "Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе" и "Литературные очерки", сборник статей. О Розанове существует много полемических отзывов, из которых наиболее известна статья В.С. Соловьева: "Порфирий Головлев о свободе и вере". В сентябре 1917 Розанов с семьей переехал в Сергиев Посад, где спустя полтора года умер от истощения, успев выпустить перед смертью свои размышления и впечатления о революционной катастрофе России ("Апокалипсис нашего времени"). Розанов питал повышенный философский интерес к скрытым слоям индивидуальной и национальной душевной жизни, к диалектике и антиномичности человеческой мысли, к тайнам бытия, таким как вера, брак, любовь, пол. В его сочинениях причудливо переплетались тяга к чувственному, плотскому язычеству с уважением к христианской молитве и откровению; жесткая логичная афористичность с интуитивно-бессознательным доверием к спонтанному художественному слову; культ земли, простоты и обыденности с изощренным интеллектуализмом. Отсюда и постоянные смены идейных ориентиров, и перманентные колебания в оценке событий. Розанов был высоко ценим писателями и философами самой различной идейной ориентации - от П.А.Флоренского до З.Гиппиус и О.Мандельштама. Культурологи считают Розанова "основателем теории и практики постмодернизма,— задолго до его западно-европейских аналогов". Этот постмодернизм особенно ярко продемонстрирован в таких произведениях, как "Уединенное" (1912), "Смертное" (1913), "Апокалипсис нашего времени" (1917—18). |