Создатели

Александр Иванович Астафьев – русский военный писатель. Родился в 1816 году, скончался в 1863 году. По окончании в 1835 году Первого Московского кадетского корпуса, Астафьев был выпущен в 8-ю артиллерийскую бригаду, из которой через несколько лет поступил в Императорскую военную академию. В 1842 году, по окончании курса академии, служил по генеральному штабу и с 1854 по 1863 год занимал скромную должность «штаб-офицера для начальствования над образуемыми в Николаевской академии генерального штаба офицерами».

7 апреля 1863 года Астафьев был произведен в генерал-майоры с увольнением за болезнью от службы и вскоре по увольнении умер. В 1856 году появился главный труд Астафьева «О современном военном искусстве», произведший сильное впечатление: в рецензиях о нем указывалось, что в сочинении сгруппированы «светлые и возвышенные мысли о военном искусстве», что «первый том сочинений полковника Астафьева есть одно из самых замечательнейших когда-либо появлявшихся произведений ума, познаний, глубоких размышлений, резкой откровенности, необходимой, чтобы назвать черное черным, белое белым, скромности и желания пользы...» и тому подобное. Впрочем, были и противоположные отзывы, даже издевательства над автором, которому приходилось расплачиваться и за допущенные типографией ошибки, и за выхваченные отдельные выражения и фразы, поддающиеся хлесткому толкованию...

Посвящая свой труд русской армии, Александр Иванович, вопреки установившимся академическим понятиям, в 1856 году назвал «именами великих полководцев» - Дмитрия Донского, Петра Великого, Румянцева, Суворова... Исследуя исторически начала военного искусства, Астафьев приходит к заключению, что «пора перестать подражать действиям Наполеона, несообразным с условиями нашего времени», так как новые факторы войны (огнестрельное оружие с нарезными стволами, огромность способов и средств противников и так далее) «должны повлечь большую реформу в военном искусстве».

В 1861 году он издал 2-ю часть своего исследования «О современном военном искусстве», которую невозможно было «по независящим от него причинам выпустить в свет ранее». В этой части «получили большое развитие истины, изложенные сжато в первой». На этот раз Астафьев посвятил свой труд русскому флоту, высказав, между прочим, следующее: «ежели могущество и слава нашего отечества много зависела от участия флота, то с большею уверенностью можно сказать, что ныне (то есть с 1860 года) тесное соединение флота с сухопутными войсками, для достижения успеха на войне, необходимо и вытекает из современных обстоятельств». Конечно, новаторство Александра Астафьева могло многим не понравиться, так как он совершенно разошелся с академическими доктринами, заявив в письменном виде своему сотоварищу по академии, известному профессору тактики А. П. Карцеву, следующее: «Странно, что, черпая сведения из одного и того же источника, в одно и то же время, мы сделались антагонистами относительно всех предметов военного искусства, начиная от подметки солдата до высших стратегических соображений».

Рассматривая армию как живой организм, Астафьев, с научной точки зрения исследует его атомы и элементы и «скелет идеальной армии», для которой «наука из сопряжения всех открытий, изобретений, вводимых в современный образ действий, создает правила и подготовляет реформу», так как «всякому действию, всякой перемене предшествует мысль». У Астафьева, в его идеальной армии, уже в 1861 году – одежда защитного цвета и отличается необыкновенной простотой, а вес снаряжения пехоты всего 14,5 килограммов; пехотинец – образован, боевого вида, «умеет видеть (неприятеля), не будучи видим, и поражать (его), не будучи поражаем» и так далее. Кавалерист – «представляет одно существо с лошадью, или центавр, он ловок, гибок, поворотлив, умеет вольтижировать, джигитовать, фехтовать, в совершенстве владеет ружьем, метко стреляет не только пеший, но и с лошади» и так далее. Кавалерия – несет аванпостную службу, делает разъезды и разведывает (все это было тогда обязанностью казаков); артиллерия вооружена орудиями последней системы и производит всегда верный выстрел и так далее. Генеральный штаб «имеет назначение составлять собой пять чувств полководца», а полководец, если не всеобъемлющий гений, то человек с универсальным образованием, с истинно здравым и практическим взглядом на вещи и владеющий армией с искусством.

Прочие труды Ивана Астафьева заключались в исследованиях, имевших связь с сочинением «О современном военном искусстве», а именно:

  • Источники политической экономии и государственного хозяйства (1861 год);
  • «Полевая служба войск» (1861 год);
  • «Критическое исследование современной системы финансов в западных государствах» (1863 год);
  • «Что такое военное хозяйство».

Затем перу Астафьеву принадлежит «Ответ на рецензию «Военного сборника» о современном военном искусстве» (1862 год) и статья: «Воспоминания о Суворове» (1856 год). Суворова Александр Астафьев почитал выше Наполеона, а в воспоминаниях называет первого «самобытным и великим» и «загадкой, которую разгадает только тот, кто разгадает Русь и ознакомится с могучим духом русским». Во всех трудах Александра Ивановича наблюдается поразительная начитанность, основательное изучение трактуемых вопросов, скромность в оценке своей учености и своего авторитета, неуклонное стремление быть полезным армии и флоту и послужить патриотически отечеству. Если мечты Астафьева о создании идеальной армии и не вполне осуществились, то все-таки многие мысли, опередившие «дух времени» на десятки лет, продолжают осуществляться.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET