Создатели

Евгений Иванович Замятин - русский писатель. Родился в 1884 году в Лебедяни Харьковской области. В 1908 году окончил Петербургский политехнический институт по кораблестроительному отделению. Много путешествовал, был в Константинополе, Александрии, Иерусалиме и так далее. Принимал участие в революционном движении 1905 года, состоя одно время членом РСДРП. Несколько месяцев сидел в одиночном заключении в Петербурге. В начале 1906 был выслан на родину. С лета 1906 до 1911 года жил в Петербурге на нелегальном положении, в 1911 году был опять выслан, в 1913 году - амнистирован.

Первый рассказ Замятин напечатан в 1908 году в журнале «Образование». В 1911 году написано «Уездное», в 1914 - повесть «На куличках». В марте 1916 года Евгений Замятин уезжает в Англию, где работает по своей специальности, строит крупные ледоколы. В Россию возвращается осенью 1917 года. После Октябрьской революции Евгений Иванович читает лекции по литературе в студии «Дома искусств», состоит членом редколлегии «Всемирная литература», работает в издательстве Гржебина, в журналах «Дом искусств», «Современный Запад», «Записки мечтателей». К этому же периоду относится образование группы молодых писателей «Серапионовы братья» (Б. Пильняк, В. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин), в литературном воспитании которых Евгений Замятин принимал деятельное участие.

В 1925 году на тему лесковской повести написал «народное шуточное представление» «Блоха», впервые показанное МХТом вторым. В 1928 году написал трагедию в стихах –«Аттила», в печати не появившуюся. В 1925 - 1929 годах за границей были напечатаны переводы романа Замятина «Мы», представлявшего собой памфлет на социалистическое общество (в Советской России не печатался). Эта контрреволюционная вылазка писателя становится осенью 1929 года известной советской общественности и вызывает ее глубокое возмущение. В результате широко развернувшейся дискуссии о политических обязанностях советского писателя Замятин демонстративно выходит из Всероссийского союза писателей.

Евгений Замятин – художник буржуазной интеллигенции, за последнее пятнадцатилетие проделавшей сложную идеологическую эволюцию. Если в условиях царизма эта буржуазная интеллигенция могла быть либеральной и даже умеренно революционной, то после победоносной пролетарской революции она подняла знамя реакции. Вместе с этой социальной группировкой Замятин проходит полный круг развития от язвительной сатиры на царизм до озлобленных памфлетов на советское государство. Вместе с этой социальной группой Замятин переживает недовольство историческим процессом, пошедшим не по желанному для буржуазии пути, и острое отвращение к текущей политической действительности. В творчестве Евгения Ивановича, как и в бытии его класса, легко различимы два периода: исторической гранью между ними лег Октябрь.

Ранние произведения Замятина – рельефные символы дореволюционного российского мещанства. В «Уездном» изображен мир мещанской провинции, в «На куличках» - прозябание захолустного дальневосточного гарнизона. Эти два мира обнаруживают друг с другом немалое сходство. И тут и там люди живут животной жизнью. «Ты-то живешь утробой, - говорит портной Тимоша главному герою «Уездного» Барыбе, - у тебя бог-то съедобный». В этом мирке «постом великим все злющие ходят, кусаются с пищи плохой: сазан да квас, квас да картошка. А придет пасха – и все подобреют сразу от кусков жирных, от наливок. Так вот и живут себе – ни шатко, ни валко, преют, как навоз в тепле». Внешность героев отражает этот их внутренний зоологизм: «Тяжкие железные челюсти, широченный четырехугольный рот и узенький лоб. Как есть утюг носиком кверху. Да и весь-то Барыба какой-то широкий, громоздкий, громыхающий, весь из жестких прямых и углов».

 

Для военной России, как и для штатской, равно характерны животный быт, пьянство, чревоугодие, звериное господство плоти и звериная жестокость. Здесь забивают на смерть людей («офицер в мирное время должен учиться убивать»). Здесь презирают все, что, так или иначе, отделяет человека от зоологического существа. «Была у Тихменя болезнь такая – думать, а по здешним местам это очень нехорошая болезнь». Капитан Нечеса мнил себя очень недурным лекарем, и когда один из пациентов утянул «Школу здоровья», он начал лечить по-домашнему скотолечебнику: «Ведь устройство одно, что у человека, что у скотины».

В 1905 году Замятин был близок к большевикам, правда, больше по революционному порыву, охватившему тогда интеллигенцию, чем по убеждению. «Да глаза мои не глядели бы на программы все ихние», - эти слова главного персонажа рассказа «Непутевый», участника декабрьского восстания, звучат как признание самого автора. Вот как Замятин в автобиографии описывает свое состояние в дни бунта на «Потемкине»: «С машинистом «России» смытый, затопленный, опьяненный толпой, бродил в порту весь день и всю ночь среди выстрелов, пожаров, погромов». В дни восстания Сене («Непутевый») было просто весело: «Выстрелят – хрусталь вдребезги, и осколки звучат такие жутко-веселые». Реакция 1905 года быстро смыла это веселье, потянулись черные дни репрессий, только подлинные, закаленные большевики не сломились. Замятин, конечно, не был в их числе. «Уездное» он написал в 1911 году. Об этом времени он пишет: «В этом году высылка, тяжелая болезнь, нервы перетерлись, оборвались». Этим упадочным настроением объясняется пессимистическое мироощущение писателя, которым проникнуто «Уездное», подчеркнутый зоологизм в изображении персонажей.

Революция 1905 года пробудила в обитателях «Уездного» их звериные инстинкты. Услыхав выстрел (во время экспроприации), они «высыпали все (на улицу), как пьяные, дикие, распоясанные гончие». «Нагнувши голову, как баран, пробился Барыба вперед. Зачем-то это нужно было. Чуял всем нутром, что нужно. Шевельнулось что-то древнее, звериное, желанное, разбойничье. Быть со всеми, орать, как все, колотить, кого все (чувство стадное, свойственное животным)». В изображении этого звериного царства дореволюционного мещанства Замятин следует за Достоевским и Лесковым, созвучными ему по своей пессимистической и реакционной настроенности.

В своей автобиографии Замятин рассказывает, что он очень рано познакомился с Достоевским: «Достоевский долго оставался – старший и страшный даже». От него Евгений Иванович заимствует мотивы мучительства, мученичества. Генерал Азанчеев («На куличках») принуждает отдаться жену оскорбившего его подчиненного: «Если вы за муженька хотите расплатиться, так пожалуйте ко мне завтра в двенадцать часов дня, перед завтраком. А коли не захотите, - так в том, голубонька, воля ваша. А то бы пришли, я бы, старик, ах как бы рад был». И Маруся отдается насильнику, чтобы спасти любимого человека. Как и герои Достоевского, персонажи Замятина тянутся к мучениям. У Евгения Ивановича «любовь, пишет подпольный человек, - любовь-то и заключается в дарованном от любимого предмета праве над ним тиранствовать». «На худеньком, ребячьем теле у Маруси теперь много синяков от Шмитовых злых ласк... он пьет сладость ее умирания, ее слез, своей гибели. Нельзя никуда спастись ей от Шмита и хуже всего – не хочется спастись». Но если герои Достоевского любят свои мучения и подводят под них своего рода обоснование («страдание-то и есть жизнь», говорит Иван Карамазов), то персонажи Замятина, стоящие на грани зоологического царства, бессознательно наслаждаются мучениями.

От Лескова у молодого Замятина – занимательность рассказа, выразительные имена и фамилии героев, подчеркивающие, как например в «Уездном», их зоологизм (Барыба, Урванка, Чеботариха), загадочные, интригующие, непонятные имена («На куличках» - «Клуб ланцецупов»). От него же гротескные названия глав, определяющие их основное содержание (в «Уездном» - «Четырехугольный» - глава о внешности Барыбы, «Ясные пуговицы» - символ урядника. В «На куличках» - «Мученики», «Лошадиный корм», «Человечьи кусочки»). От Лескова наконец у Замятина предельный орнаментализм речи, постоянное стремление уловить своеобразие бытовой речи и лексическое богатство ее.

Каждый персонаж у Замятина (из купцов, духовенства, интеллигенции) говорит своим собственным языком. В полном соответствии со взглядом на персонажей, как на особи животного мира, строятся сравнения этого периода: «Сидит Барыба голодный, с волчьими завистливыми глазами, глядит на собак», «Иваниха, старуха высоченная, дылда костистая, бровястая, брови, как у сыча», «разбудил генерала пустой барабанный лай Нечеса и тут вдруг явно представил: Маруся и генеральское пузо, может, даже белое с зелеными пятнами, как у лягвы». К «Уездному» и «На куличках», рисующим лицо уездной России, тесно примыкает и «Алатырь» с ее чиновничьим миром. Символизируя этот чиновничий мир, особо выделяется здесь фигура исправника, занимающегося постоянно «многообещающими открытиями». Последнее его открытие: «печь хлебы не на дрожжах, как все, а на помете голубином», «от чего хлебы будут вкуснейшие и дешевле гораздо». Замятин в автобиографии указывает, что Гоголь был его другом. И действительно, «Алатырь» словно перекликается с чиновничьей Русью Гоголя (вспомним гоголевского губернатора из «Мертвых душ», вышивающего по тюлю).

После «Уездного» Замятин сблизился с группой «Заветов» - Ремизовым и Пришвиным. Это было не случайно. С первым его сближала тяга к изображению звериного, «обезьяньего начала» в человеке, со вторым – любовь к стихийному, примитивному. Замятин впоследствии отдал дань этому влечению к «великому Пану» в рассказе «Фонарь». Здесь эта власть «Пана» сказалась на образах, на слиянности его героев с космической жизнью.

Писатель издевается над единомыслием, голоданием и нищетой революционной России. «Памятуя, что украшение телесное есть веселие князю тьмы, жители здесь ходят во вретищах, рубищах, власяницах... Мудростью трапезных старцев жители-иноки ведут здесь непрестанный и строгий пост: не только мяса не приемлют, но и рыбы, елей же – однажды в год...» («Послание Замутия, епископа обезьянского»). Впрочем, новый строй не дошел до глубины России, где все оставалось по-прежнему. «Мозги у дьякона (влюбившегося в Марфу) шли на перекосы, как в бурсе, сидел и зубрил тексты теперь из Маркса и каждый вечер ходил на занятия в кружок, но под марксизмом дьякона скрывался чистейший марфизм». «Дьякон и товарищ Стерлигов из уика глядели на поплавки, на золото-красно-лиловую воду и беседовали о головлях, о вождях революции, о свекольной патоке, о сбежавшем эсере Перепечко, об акулах империализма» (рассказ «Икс»).

Замятин начинает тяготеть к таким композиционным формам, которые позволили бы ему, сохраняя внешнюю безопасность, атаковать советскую действительность. Он находит эту нужную ему форму в стилизации под древнерусское послание («Епископ обезьянский»), в исторической пьесе с сюжетом об инквизиторах и благородных одиночках, которые храбро борются с религией, подчинившей себе большинство народа («Огни Святого Доминика»), в сказке-притче, в рассказе-анекдоте («Слово предоставляется товарищу Чурынину», «Икс» и другие). Все эти жанры получают в послереволюционном творчестве Замятина неизменно тенденциозный характер. Поэтика пооктябрьских произведений Замятина от этого обеднела, язык стал манерным, речь стилизованной. Аллегоризм в этот период творчества Евгений Замятин как бы несет службу «эзопова языка». В «Церкви божьей» повествуется об убийстве купца, построившего на награбленные деньги церковь. Когда в этой церкви приступили к молебну, все вдруг почувствовали запах мертвой человечины. Политический смысл этой притчи очевиден: церковь Божия – это коммунизм, убийца Иван – это большевики, мораль, которая отсюда должна быть выведена, - на крови не построишь социализма.

Еще очевиднее аллегоризм в романе «Мы», опубликованном на русском языке в отрывках в белогвардейской прессе. Двадцать шестой век принес человечеству полное избавление от зловредного индивидуализма. «В один час встают, работают под команду, едят пищу, в определенные часы любят по розовым талончикам, и надо всем – единое государство и благодетель человеческого рода, мудро пекущийся о безошибочно-математическом счастии». На всех людях одинаковые голубые туники, они гуляют батальонами с пронумерованными бляхами. Расписание, осколок Скрижали Плановости – незыблемый закон общежития, освобождающий человечество от мучительных философских проблем и надрывов. Все расчислено и стандартизовано заранее. Целиком защищающий капиталистический порядок, Замятин создает в романе «Мы» низкий пасквиль на социалистическое будущее. Он за революцию, но только за революцию... бесконечную.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET