Создатели

Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор. Творчество Чайковского является одним из величайших достижений русской культуры. Самого композитора относят к числу русских классиков и ставят в один ряд с М.И. Глинкой (чьи традиции продолжал Чайковский), А. Даргомыжским, композиторами «Могучей кучки».

Петр Ильич родился 25 апреля 1840 года в небольшом уральском городке Воткинске. Отец будущего композитора был директором завода в Воткинске. Несмотря на свою занятость, отец Петра часто устраивал домашние концерты, где звучала фортепианная музыка, народные песни и мелодии. С самого раннего возраста Петр Ильич был окружен русской народной музыкой. Будучи весьма впечатлительным ребенком, Чайковский на всю жизнь запомнил неповторимые по своей красоте и характеру песни, которые пели простые крестьяне. Многие мелодии и мотивы нашли отражение в творчестве уже взрослого Чайковского-композитора.

Первоначальное образование Петр Чайковский получил дома. С ним занимались родители и приглашенные педагоги. Кроме математики, русского языка и прочих предметов, с мальчика обучали и музыке. Он любил слушать сочинения зарубежных композиторов. Много времени проводил за фортепиано. С юных лет Чайковский пробовал писать музыку (по мнению его братьев, весьма неплохую) и делал огромные успехи в игре на инструменте. Несмотря на явную музыкальную одаренность, отец Петра настоял на том, чтобы его десятилетний сын поступил в училище правоведения в Петербурге.

Учеба не приносила юному Чайковскому ни удовольствия, ни пользы. Все чаще Петр Ильич вспоминал занятия на фортепиано, музыку известных композиторов. Это привело к тому, что Чайковский стал все меньше уделять внимания учебе. Сначала он посещал хор при училище, а позже, уходя с занятий, Чайковский со своими друзьями посещал театр оперы и балета, где за время обучения успел посмотреть все премьеры (а некоторые оперы по нескольку раз). Через некоторое время Чайковский ощутил непреодолимое желание писать музыку. В его голове постоянно созревали новые мелодии, но дать им жизнь молодой композитор не мог в силу отсутствия музыкального образования. Петр Ильич решил брать частные уроки игры на фортепиано у знаменитого пианиста Рудольфа Кюндингера. Чуть позже, брат Рудольфа, Август Кюндингер, стал преподавать Чайковскому теорию музыки.

В 1859 году Петр Ильич окончил училище правоведения. Денег у него было не так много, поэтому ему пришлось устроиться на чиновничью службу в Министерство юстиции. Работы было много, времени на любимое занятие практически не оставалось. Два года работал Чайковский в министерстве, после чего твердо решил связать свою жизнь с музыкой. К этому моменту он уже был автором одного опубликованного романса. Он покинул службу и поступил в только что открывшуюся петербургскую консерваторию. Преподавателям одаренного композитора стал сам директор консерватории Антон Рубенштейн, который преподавал Чайковскому композицию и теорию оркестровки.

Обучаясь в консерватории, Петр Ильич написал два крупных произведения: увертюру «Гроза» (за основу взята пьеса Островского) и кантату «К радости».             

В 1866 году Чайковский окончил Петербургскую консерваторию. В этот же год Николай Рубенштейн (Брат Антона Рубенштейна, основатель и директор консерватории в Москве), пригласил Петра Ильича в свою консерваторию на должность преподавателя гармонии. Переезд в Москву пошел на пользу композитору. В первые несколько лет жизни в Москве он написал свою «Первую симфонию» и оперу «Воевода». Премьера «Воеводы» состоялась в 1869 году. Автор критически относился к своим произведениям. Сразу после премьеры «Воеводы», партитура была уничтожена Чайковским (спустя много лет после смерти композитора, партитуру удалось восстановить по оркестровым партиям, которые сохранились), та же судьба ожидала и вторую оперу Чайковского «Ундина», но часть оперы все же была использована в написании увертюры «Руслан и Людмила».

В следующие несколько лет Чайковский создал огромное количество произведений, впоследствии ставших истинным достоянием России. Были написаны Вторая и Третья симфонии, фортепианный концерт, фантазия «Франческа да Римини», балет «Лебединое озеро», оперы «Кузнец Вакула» и «Опричник» и многие другие произведения, ставшие классикой русской музыки. Премьеры произведений Чайковского проходили с огромным успехом. В этот период четко видно тяготение композитора к симфонической музыке. Петра Чайковского с нетерпением ждали и зарубежные слушатели. Он совершил несколько путешествий (в Швейцарию, в Италию, во Францию), где выступал как дирижер собственных сочинений.

В 1877 году жизнь Чайковского изменилась в лучшую сторону. Его страстная поклонница и подруга (по переписке, они никогда не встречались) Надежда фон Мекк, предложила Чайковскому оставить работу в консерватории и все свое время посвятить написанию музыки. Графиня фон Мекк предложила ежегодно выплачивать Чайковскому пенсию в размере 6000 рублей. Даже сам Петр Ильич не мог объяснить столь необычную просьбу от женщины, которую он ни разу не видел в глаза. До конца своей жизни композитор так и не встретился со своей благодетельницей. Тем не менее, он принял предложение щедрой графини, оставил работу и с головой погрузился в мир нот.

Получив возможность путешествовать по миру (Надежда фон Мекк оплачивала все поездки Чайковского), Чайковский отправился в длительное путешествие, где тщательно изучал традиции и музыку каждой посещаемой им страны. Народные мотивы различных стран нашли отражение в сочинениях Чайковского. Особенно понравилась ему музыки Италии.

В 1885 году композитору предложили должность директора в московском отделении Русского музыкального общества. На этот период приходится пик популярности гениального композитора. В 1892 году он становится членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже. В 1893 году ему присваивают докторскую степень в университете Кембридж.  

Петр Ильич родился 25 апреля 1840 года в небольшом уральском городке Воткинске. Отец будущего композитора был директором завода в Воткинске. Несмотря на свою занятость, отец Петра часто устраивал домашние концерты, где звучала фортепианная музыка, народные песни и мелодии. С самого раннего возраста Петр Ильич был окружен русской народной музыкой. Будучи весьма впечатлительным ребенком, Чайковский на всю жизнь запомнил неповторимые по своей красоте и характеру песни, которые пели простые крестьяне. Многие мелодии и мотивы нашли отражение в творчестве уже взрослого Чайковского-композитора.

Первоначальное образование Петр Чайковский получил дома. С ним занимались родители и приглашенные педагоги. Кроме математики, русского языка и прочих предметов, с мальчика обучали и музыке. Он любил слушать сочинения зарубежных композиторов. Много времени проводил за фортепиано.

С юных лет Чайковский пробовал писать музыку (по мнению его братьев, весьма неплохую) и делал огромные успехи в игре на инструменте. Несмотря на явную музыкальную одаренность, отец Петра настоял на том, чтобы его десятилетний сын поступил в училище правоведения в Петербурге.

Учеба не приносила юному Чайковскому ни удовольствия, ни пользы. Все чаще Петр Ильич вспоминал занятия на фортепиано, музыку известных композиторов. Это привело к тому, что Чайковский стал все меньше уделять внимания учебе. Сначала он посещал хор при училище, а позже, уходя с занятий, Чайковский со своими друзьями посещал театр оперы и балета, где за время обучения успел посмотреть все премьеры (а некоторые оперы по нескольку раз). Через некоторое время Чайковский ощутил непреодолимое желание писать музыку. В его голове постоянно созревали новые мелодии, но дать им жизнь молодой композитор не мог в силу отсутствия музыкального образования. Петр Ильич решил брать частные уроки игры на фортепиано у знаменитого пианиста Рудольфа Кюндингера. Чуть позже, брат Рудольфа, Август Кюндингер, стал преподавать Чайковскому теорию музыки.

В 1859 году Петр Ильич окончил училище правоведения. Денег у него было не так много, поэтому ему пришлось устроиться на чиновничью службу в Министерство юстиции. Работы было много, времени на любимое занятие практически не оставалось. Два года работал Чайковский в министерстве, после чего твердо решил связать свою жизнь с музыкой. К этому моменту он уже был автором одного опубликованного романса. Он покинул службу и поступил в только что открывшуюся петербургскую консерваторию. Преподавателям одаренного композитора стал сам директор консерватории Антон Рубенштейн, который преподавал Чайковскому композицию и теорию оркестровки.

Обучаясь в консерватории, Петр Ильич написал два крупных произведения: увертюру «Гроза» (за основу взята пьеса Островского) и кантату «К радости».

В 1866 году Чайковский окончил Петербургскую консерваторию. В этот же год Николай Рубенштейн (Брат Антона Рубенштейна, основатель и директор консерватории в Москве), пригласил Петра Ильича в свою консерваторию на должность преподавателя гармонии. Переезд в Москву пошел на пользу композитору. В первые несколько лет жизни в Москве он написал свою «Первую симфонию» и оперу «Воевода». Премьера «Воеводы» состоялась в 1869 году. Автор критически относился к своим произведениям. Сразу после премьеры «Воеводы», партитура была уничтожена Чайковским (спустя много лет после смерти композитора, партитуру удалось восстановить по оркестровым партиям, которые сохранились), та же судьба ожидала и вторую оперу Чайковского «Ундина», но часть оперы все же была использована в написании увертюры «Руслан и Людмила».

В следующие несколько лет Чайковский создал огромное количество произведений, впоследствии ставших истинным достоянием России. Были написаны Вторая и Третья симфонии, фортепианный концерт, фантазия «Франческа да Римини», балет «Лебединое озеро», оперы «Кузнец Вакула» и «Опричник» и многие другие произведения, ставшие классикой русской музыки. Премьеры произведений Чайковского проходили с огромным успехом. В этот период четко видно тяготение композитора к симфонической музыке. Петра Чайковского с нетерпением ждали и зарубежные слушатели. Он совершил несколько путешествий (в Швейцарию, в Италию, во Францию), где выступал как дирижер собственных сочинений.

В 1877 году жизнь Чайковского изменилась в лучшую сторону. Его страстная поклонница и подруга (по переписке, они никогда не встречались) Надежда фон Мекк, предложила Чайковскому оставить работу в консерватории и все свое время посвятить написанию музыки. Графиня фон Мекк предложила ежегодно выплачивать Чайковскому пенсию в размере 6000 рублей. Даже сам Петр Ильич не мог объяснить столь необычную просьбу от женщины, которую он ни разу не видел в глаза. До конца своей жизни композитор так и не встретился со своей благодетельницей. Тем не менее, он принял предложение щедрой графини, оставил работу и с головой погрузился в мир нот.

Получив возможность путешествовать по миру (Надежда фон Мекк оплачивала все поездки Чайковского), Чайковский отправился в длительное путешествие, где тщательно изучал традиции и музыку каждой посещаемой им страны. Народные мотивы различных стран нашли отражение в сочинениях Чайковского. Особенно понравилась ему музыки Италии.

В 1885 году композитору предложили должность директора в московском отделении Русского музыкального общества. На этот период приходится пик популярности гениального композитора. В 1892 году он становится членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже. В 1893 году ему присваивают докторскую степень в университете Кембридж.  

Чайковским написано огромное количество произведений различных жанров. Ему удавалось использовать выразительные средства европейской музыки вместе и исконно русскими мелодиями и напевами. Благодаря Петру Ильичу вся Европа услышала и оценила русскую музыку. Помимо музыкальных произведений им написаны и учебники по теории, которые использовались не только в нашей стране.

В конце 1893 года Чайковский тяжело заболел. В двадцатых числах октября он последний раз вышел на сцену. В Петербурге проходила премьера его Шестой симфонии, композитор сам дирижировал оркестром. Премьера прошла прекрасно, сам автор был счастлив, публика ликовала. Ночью 25 октября Петр Ильич Чайковский скончался. Его тело было похоронено на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Оперы

  • Воевода
  • Ундина
  • Опричник
  • Евгений Онегин
  • Орлеанская дева
  • Мазепа
  • Черевички
  • Чародейка
  • Пиковая дама
  • Иоланта

Балеты

  • Лебединое озеро
  • Спящая красавица
  • Щелкунчик

Симфоническое творчество

  • "Гроза", увертюра к драме
  • Симфония №1 "Зимние грезы"
  • Четвертая симфония
  • Пятая симфония
  • Шестая симфония, Op. 74
  • Манфред, симфония
  • "Фатум", фантазия
  • "Ромео и Джульетта", увертюра-фантазия
  • Франческа да Римини
  • "1812 год", торжественная увертюра
  • Славянский марш

Концерты и концертные пьесы

  • Первый концерт для фортепиано с оркестром
  • Вариации на тему рококо
  • Концерт для скрипки с оркестром

Хоровое творчество

  • Духовная музыка
  • Литургия Святого Иоанна Златоустого
  • Девять духовно-музыкальных сочинений

Камерно-инструментальная музыка

  • Первый квартет
  • Трио "Памяти великого художника"
  • Секстет "Воспоминание о Флоренции"

Фортепианная музыка

  • Времена года
  • Детский альбом
  • 12 пьес средней трудности
  • 18 фортепианных пьес

Романсы и песни

  • Романсы
  • Мой гений, мой ангел, мой друг...
  • 16 песен для детей
  • 6 романсов
Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET