Создатели

Сергей Сергеевич Прокофьев – русский композитор, выдающийся пианист, дирижер, Народный артист РСФСР. В музыкальную историю России он вошел как композитор-новатор, создатель своей собственной системы средств музыкальной выразительности. Он стал настоящим мастером музыкального портрета (продолжая традиции М.П. Мусоргского), тонким психологом, знатоком человеческих характеров.

Сергей Сергеевич родился 11 апреля 1891 года в Донецкой области (село Сонцовка). Отец Сергея был агрономом, мать домохозяйкой. С пяти лет маленький Сергей начал обучаться игре на фортепиано. Первым педагогом стала мама. Мальчик удивительно быстро освоил инструмент, еще не умея толком читать и писать, он в 5 лет делал попытки сочинения музыки. Потом он говорил, что обязан своей матери своими выдающимися способностями, именно она привила сыну любовь к музыке, научила чувствовать музыку, передавать в игре чувства, настроение, характер. Ежедневные занятия сделали из маленького мальчика настоящего музыканта. Мать записывала все импровизации и сочинения своего маленького гения.

Примерно в возрасте 10 лет Сергей Прокофьев твердо решил стать композитором. Это решение пришло к нему после посещения театра оперы и балета Москвы. Побывав там однажды с родителями, мальчик получил самые яркие и незабываемые ощущения. Первое, что он услышал и увидел, были  опера «Князь Игорь» А. Бородина и балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского. Вернувшись домой, мальчик долго не мог отойти от инструмента. Он стремился написать нечто похожее на музыку Бородина и Чайковского. Как ни странно, ему это удалось. Десятилетний Сергей Прокофьев создал два произведения «Великан» и «На пустынных островах».    

Вторым педагогом Сергея Прокофьева стал Р. Глиер, который только что окончил московскую консерваторию и приехал в село на лето. Он обучал Сергея Сергеевича игре на фортепиано, занимался с ним теорией музыки. С помощью Глиера Прокофьев написал оперу «Пир во время чумы», симфонию и еще несколько пьес. Мать решила, что должна отдать сына на обучение в консерваторию. Осенью они прибыли в Петербург, в этот же день состоялась встреча Прокофьева с Танеевым. На вступительных экзаменах тринадцатилетний юноша шокировал всю комиссию. Он вошел в зал с огромной папкой собственных произведений, когда его коллеги-абитуриенты принесли всего два – четыре произведения. Среди сочинений Прокофьева были и оперы и небольшие пьесы для фортепиано, симфония и 2 сонаты. К тому же, приемная комиссия пришла в восторг, услышав неповторимую игру Прокофьева на фортепиано. Естественно, что Сергей Сергеевич очень легко поступил на первый курс Петербургской консерватории.

Преподаватели Прокофьева (по классу инструментовки у Н. А. Римского-Корсакова, у А. К. Лядова  по классу композиции) весьма лестно отзывались о своем одаренном ученике. Еще будучи студентом первого курса он уже выступал с концертами в Петербурге, исполняя собственные произведения. Тогда же состоялись и первые гастрольные поездки Прокофьева. В 1909 году Сергей Сергеевич окончил консерваторию по классу композиции, но решил продолжить обучение еще по двум классам: фортепиано и дирижирование.  В 1914 году он стал профессиональным исполнителем и дирижером.

Начиная с 1914 года Прокофьев много ездит по миру, посещает Францию, Испанию, Англию, Америку, Японию, Кубу и юг России. Он дает массу концертов, исполняя собственную музыку. Слушатели всех стран приходили в восторг слыша необычную. Для того времени музыку русского композитора. Бывало, что Прокофьев оставался непонятым, настолько новым было его музыкальное мышление. Помимо фортепианной музыки Прокофьев исполнял и оперы, дирижируя оркестрами разных театров.

События октября 1917 года заставили Сергея Прокофьева покинуть страну на долгие годы. Он вынужден эмигрировать в Америку, затем на несколько лет он переезжает во Францию. Жизнь за границей принесла композитору массу новых знакомств, например, в Париже он встречается с композиторами М. Равелем, С. Стравинским, С. Рахманиновым. Прокофьев много работает, пишет музыку, выступает с концертами. В 1921 году в Чикагском театре состоялась премьера оперы «Любовь к трем апельсинам». Премьера прошла с потрясающим успехом. Затем композитор дает несколько фортепианных концертов, в одном из них он исполняет цикл «Сказки старой бабушки», который он посвятил своему детству, родному дому. Даже люди, не знающие судьбы Прокофьева могли четко услышать грусть и боль от расставания с родиной. Все написанное в США и Франции, Прокофьев посвящал России.

Практически каждое произведение Прокофьева пропитано слезами и болью. Сам композитор не ожидал, что ему будет так сложно жить вдали от России. Произведения, написанные в период эмиграции, признаны лучшими в его творчестве. Два раза Сергей Прокофьев приезжал в Россию с концертами. Первый приезд состоялся в 1927 году, второй – в 1929 году. Со слезами на глазах композитор покидал родину и возвращался за границу. В 1932 году Сергею Сергеевичу удалось окончательно вернуться в Россию. Это было самое счастливое время для композитора.                  

Вернувшись домой, Прокофьев столкнулся с серьезной проблемой. Его не понимали, не принимали его музыки. Слишком сильно изменились люди за время его отсутствия, изменились и культурные ценности. Если до отъезда его музыку называли новаторской, передовой, то теперь на произведения великого композитора просто не обращали внимания. Прошло много лет, прежде чем Сергей Сергеевич понял потребности русской публики, прежде чем создал те произведения, которые вернули ему былую славу и популярность. Такими произведениями стали: опера «Война и мир» (самое дорогое произведение композитора, даже после премьеры он дорабатывал ее, вносил новые интонации, работал над характерами героев), балет «Золушка» и «Сказка и каменном цветке», опера «Повесть о настоящем человеке» и многие другие произведения, не утратившие своей популярности и значимости для России до сих пор. Скончался Сергей Сергеевич Прокофьев в Москве 5 марта 1953 года.

Оперы

  • Маддалена
  • Игрок
  • Любовь к трём апельсинам
  • Огненный ангел
  • Семён Котко
  • Обручение в монастыре
  • Война и мир
  • Повесть о настоящем человеке

Балеты

  • Сказка про шута, семерых шутов перешутившего
  • Стальной скок
  • Блудный сын
  • На Днепре
  • Ромео и Джульетта
  • Золушка
  • Сказ о каменном цветке

Для солистов, хора и оркестра

  • На страже мира, оратория
  • К 20-летию Октября, кантата
  • Александр Невский, кантата

Для оркестра

  • 7 симфоний
  • Ала и Лоллий
  • симфоническая сказка Петя и волк
  • Два пушкинских вальса

Концерты с оркестром

  • 5 для фортепиано
  • 2 для скрипки
  • для виолончели
  • симфония-концерт для виолончели

Камерно-инструментальные ансамбли

  • сонаты для скрипки и фортепиано,
  • соната для виолончели и фортепиано,
  • соната для флейты и фортепиано,
  • 2 квартета; для фортепиано
Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET