Создатели

Гудок – это древнерусский музыкальный инструмент. Самые ранние упоминания об этом древнерусском музыкальном инструменте на Руси датируются 11-12 веками новой эры. Игра на гудке на Руси предписывалась только мужчинам. Этот инструмент делали тоже исключительно мужчины. Это вошло в традицию на многие века.

«Гудошной традицией» ученые начали интересоваться уже в 18-19 веках. Для ее изучения привлекались культурные памятники. В разработке вопроса о «гудошной традиции» участвуют археологические материалы, иконопись, живопись и литература. К ним, чаще всего, относятся памятники древнерусской письменности, составляющие первостепенную важность.

В изучении участвуют памятники 11-17 веков. Описание скомороха, гудца или свирельника содержится в поучении черноризца Георгия, датированного 13 веком. В словарях 16-17 веков есть определение слова гудение. Гудение – это игра на гуслях, домре. Гудение также описывается как пищанье и писканье. Гудец – это человек, играющий на гуслях, гудке и домре.

Как известно, на Руси к скоморохам общественность относилась отрицательно. Особенно плохо относилась к гудошникам церковь, считая их деятельность дьявольской. Одно из монастырских предписаний дошло до наших времен. В нем говорится: крестьяне «…в сопели и в гудки не играли и в домех не держали…» иначе «править пени до пяти рублев на человеке, а кто гораздо беден, пенных денег взять не наком, и его во сходной день перед всем миром бить батоги нещадно…».   

Русские письменные источники 18-19 века во многом помогли исследователям в вопросе русской «гудошной традиции». Большой вклад внесен и иностранцами, которые описывали гудцов или скоморохов с 6 по 18 века. По их описанию, гудок – это музыкальный инструмент, похожий на скрипку. У него было три струны, на которых  скоморох играл при помощи смычка. Причем верхняя струна является основной. Две нижние служат басовыми струнами.  В еще одном труде гудок выглядит, как грубо сделанный музыкальный инструмент, имеющий сходство со скрипкой. По размеру он больше ее. При игре на гудке получается немного гнусавый звук. Человек берет гудок и упирает его в колени. Затем берет смычок, чаще короткого размера и при его помощи играет, поводя им по струнам. Пальцами зажимается только одна струна, а остальные две скрипят. Игра на гудке не очень мелодична.  

Воссоздать полное представление о гудке помогли археологические раскопки. Они производились на территории Древнего Новгорода. Археологи, в 1951-1962 году нашли в земле два хорошо сохранившихся гудка. Они были изготовлены в 12-14 веках.

Кроме всего прочего, изображение гудка найдено на одной из стен псковской церкви. В народном творчестве гудки были обнаружены исследователями на лубках (картинках, выполненных на бересте или другом материале). Народные художники, рисовавшие лубки, творили в начале и конце 19 века, а возможно и раньше. На гудках, в большинстве случаев, играли скоморохи. Они разделялись на два разряды. Были скоморохи бродячие, зарабатывающие себе на хлеб игрой на гудке. Они ходили по городам и селам, играя и веселя на народ. Придворные скоморохи жили при знатных людях: князьях, купцах и боярах. За свою игру они получали еду, одежду и кров. Эти скоморохи служили потехой для влиятельных людей. В своей деятельности они были близки к шутам.

Есть мнение, что кроме бродячих и придворных скоморохов были еще музыканты-любители. Эти дилетанты играли на гудке просто из интереса. На Руси существовало несколько видов скоморохов: скоморох-певец, скоморох-гудец, скоморох-плясун, скоморох-глумословец и смехотворец. Все эти виды скоморохов долгое время существовали. Однако истории было угодно, чтобы они исчезли. Это произошло под большим влиянием церкви. Со временем само слово, скоморох, вышло из обшеупотребительной лексики народа. Слово скоморох сохранилось в отдельных диалектах Твери и Смоленска. Здесь слово скоморох в просторечии означает музыкант. На остальной  территории России слово скоморох стало относиться к историзмам (словам вышедшим из употребления).

Множество информации о русской гудошной традиции получено в фольклорных экспедициях. Экспедиции проходили в следующих городах: Псков, Смоленск, Тверь. В результате этих экспедиций, исследователи больше узнали о природе русской гудошной традиции. Ученые больше узнали о способах игры на гудке, исследав большое количество информантов.

Участники экспедиции «увидели гудошную традицию» в быту жителей сел и деревень. По сведениям информантов, гудец выступал, чаще всего, в дни престольных праздников. Музыкантов можно было видеть на улицах городов, сел и деревень во время народных гуляний. Это присутствие музыкантов на улицах со временем стало традицией и вошло в русскую культуру.

Отрывок 16 века содержит в себе описание деятельности скоморохов. “В троицкую суботу по селам и погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробам умерших с великим воплем, и егда скомрахи учнут играти во всякие бесовские игры, и они от плача преставше, начнут скакати, и плясати, и в долони бити...”. Отсюда следует, что скоморохи выполняли положительную функцию, веселя и ободряя народ. Музыканты-скоморохи на праздник Рождества святого Иоанна Предтечи также веселили народ: “...во святую ту нощ, мало не весь град мзмятется и взбесится, бубны и сопели, и гудением струнным, и всякими неподобными играми сотонинскыми, плесканием и плесанием...”.

Гудошная традиция представляет собой очень интересное явление в культуре. Всевозможные сведения о ней очень ценны для нас, как память о наших предках-артистах.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET