Создатели

Юродивыми на Руси называли людей, принимавших на себя из любви к Богу и ближним один из подвигов христианского благочестия. Они не только добровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от выгод жизни общественной, от родства самого близкого и кровного, но принимали на себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе иногда соблазнительные действия. Эти подвижники не стеснялись говорить правду в глаза сильным мира сего, обличали людей несправедливых и забывающих правду Божию, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных.

Юродивые нередко вращались среди самых порочных членов общества, среди людей, погибших в общественном мнении, и многих из таких отверженных возвращали на путь истины и добра. Почти все юродивые Востока и некоторые из них на Руси были иноки. Выражение Апостола: "мы юроди Христа ради" послужило основой и оправданием подвига юродства. В древнем языке часто употреблялось слово оурод, юрод. В житии блаженного Симеона он постоянно называется оуродом – юродом. В Печерском Патерике упоминается Исаакий, который "поча по миру ходитя оуродом ся творя".

В Общей Минее 1685 года тропарь юродивым читается так: "глас апостола твоего Павла услышав глаголющ: мы оуроди Христа ради, раб твой Христе Боже — оурод бысть на земли...", а в общей Минее 1860 года так: "глас апостола твоего Павла услышав — мы юроди Христа ради... юрод бысть". Вместе с тем слово это издревле употребляется и для перевода греческого σαλός — простой, глупый; отсюда прозвание юродивого Николы Новгородского Салос.

Первой по времени Христа ради юродивой была св. Исидора (умерла около 365 году), подвизавшаяся в Тавенском женском монастыре Мен или Мин. Жизнь ее описал святой Ефрем Сирин, посетивший пустыни Египта в 371 году. Из других юродивых восточной (греческой) церкви известны преподобный Серапион Синдонит, преподобный Виссарион Чудотворец, святой Симеон, преподобный Фома, святой Андрей. Вместе с христианством русские заимствовали от восточной церкви и подвижничество, в его разнообразных видах.

На Руси первым по времени юродивым был киево-печерский чернец Исаакий, скончавшийся в 1090 году. Исторические судьбы и склад жизни древнерусского общества много способствовали процветанию на Руси юродства. Ни одна страна не может представить такого обилия юродивых и примеров такого необыкновенного уважения к ним, как древняя Русь. В продолжение лишь 3 веков (XIV—XVI) на Руси насчитывается не менее десяти юродивых святых, тогда как в общем месяцеслове православной церкви в течение 5 веков (VI—X) не более четырёх юродивых святых, принадлежащих различным странам. При этом не учитываются не канонизированных юродивые, которых было очень много в древней России (весьма многие из них упоминаются в "Святой Руси", архиепископа Леонида) и которые народом большей частью также считались святыми.

Древнерусское общество много страдало от неправды, корыстолюбия, эгоизма, личного произвола, от притеснения и угнетения бедных и слабых богатыми и сильными. При таких обстоятельствах печальниками русского народа являлись иногда Христа ради юродивые. Общеизвестно смелое обличение Иоанна Грозного псковским юродивым Николой Салосом. Василий Блаженный нередко обличал Грозного Иоанна; блаженный Иоанн Московский беспощадно обвинял Бориса Годунова в участии в убийстве царевича Димитрия. Художественный тип юродивого древнерусской жизни создан Пушкиным в "Борисе Годунове". Л. Н. Толстой, в своем "Детстве", симпатизирует, по-видимому, юродивому и матери Иртеньева, считающей юродивого "Божьим человеком".

Во второй половине XVI века в Русской земле было уже много храмов, в которых почивали мощи православленных церковью юродивых или которые были построены во имя их. Новгород славил Николая Кочанова, Михаила Клопского, Иакова Боровицкого, Устюг — Прокопия и Иоанна, Ростов — Исидора, Москва — Максима и Василия Блаженного, Калуга — Лаврентия, Псков — Николу Салоса. С конца XVI века число юродивых на Русской земле заметно уменьшается; только немногие из них достигли прославления.

Нельзя сказать с определенностью, как рано на Востоке появились лжеюродивые; по всей вероятности, когда восточное иночество стало утрачивать дух древнехристианского подвижничества, вместе с истинно юродивыми стали появляться и мнимо юродивые. Как рано на Руси явились мнимо юродивые — на это есть прямые указания лишь начиная с XVI века. Иоанн Грозный во втором послании к собору жаловался, что "лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы бегают из села в село, нагие и босые, с распущенными волосами, трясутся и бьются, и кричат: святая Анастасия и святая Пятница велят им". В следующем за тем столетии о таких лжеюродивых упоминают патриарх Иоасаф I (в указе 1636 года) и собор 1666—1667 годов.

Церковная власть времен Петра I преследовала лжеюродивых (ханжей), которых предписывалось помещать в монастыри "с употреблением их в труд до конца жизни". Указом 1732 года воспрещалось "впускать юродивых в кощунных одеждах в церкви", где они кричали, пели и делали разные бесчинства во время богослужения, единственно из корыстного желания обратить на себя внимание богомольцев.

Одним из известнейших русских юродивых был Василий Блаженный. Он родился в 1469 году в селе Елохово под Москвой. До шестнадцати лет работал подмастерьем у сапожника, а затем до самой смерти совершал подвиг юродства. С раннего возраста он обладал даром предвидения. По преданию, однажды он сказал заказчику, что сапоги ему уже не понадобятся. На следующий день тот умер. Василий Блаженный ходил без одежды, ночевал под открытым небом, соблюдал пост и носил вериги (ручные или ножные железные цепи, надевавшиеся для измождения тела), терпел лишения.

Повсюду он обличал лжецов и лицемеров. Василия Блаженного уважал и боялся даже царь Иван Грозный. Когда в 1552 году Василий Блаженный умер Иван Грозный и бояре несли его гроб. Приделы, сооружённые в честь Василия Блаженного, имеются во многих русских церквях, в том числе и в соборе Василия Блаженного в Москве.  В последнем находятся мощи юродивого.

Hosted by uCoz

Проект при поддержке FIREiNET